Как правильно тормозить с выжатым сцеплением или без

Техника спуска с крутых склонов на автомобиле

Как правильно тормозить с выжатым сцеплением или без

Все знают, что на спуске, особенно крутом, нужно двигаться на передаче, не пользоваться тормозом и  не выжимать сцепление. Но, думаю, большинство не понимает зачем.

Немного теории

Автомобиль на дороге, и вообще на любом грунте, управляем до тех пор, пока у него вращаются колеса. От чего они вращаются? Вращаться они могут от двух приложенных сил: во первых – от двигателя, во вторых – от трения о дорогу, когда автомобиль катится по инерции. Что может препятствовать вращению колес? А препятствовать вращению колес могут те самые тормоза, которые все так любят по поводу и без повода нажимать.

Что происходит, когда мы движемся на автомобиле по дороге, когда двигатель работает и соединен с колесами через трансмиссию автомобиля? Машина движется со скоростью, соответствующей скорости вращения двигателя на выбранной передаче, все четыре колеса вращаются.

  Давим на газ, тем самым увеличивая обороты двигателя, мы увеличиваем скорость, уменьшая обороты – уменьшаем.

Если требуется более интенсивное замедление – мы переключаемся на более низкую передачу, опять же – все колеса вращаются! Если требуется совсем быстрое замедление – нажимаем еще и на тормоз, вплоть до полной остановки автомобиля и соответственно остановки двигателя.

И только в самом конце, когда автомобиль уже катится медленно, чтобы двигатель все-таки не заглох, допустимо выжать сцепление и выключить передачу, т.е. отключить колеса от двигателя. Но это, кстати, не относится к экстренному торможению, когда передачу нельзя выключать до полной остановки, и двигатель не отключается от колес до самого конца, пока не заглохнет. Для чего это все делается – разберем ниже.

Теперь посмотрим, что происходит, когда мы движемся на автомобиле по той же дороге, но по инерции, т.е. когда двигатель отключен от трансмиссии (выжато сцепление и/или выключена передача) и не соединен с колесами автомобиля. Автомобиль движется, колеса вращаются. А от чего они вращаются, если от двигателя они отключены? Вращаются, в данном случае, они только от трения о дорогу.

Можем мы управлять автомобилем и изменять его курс? Можем, колеса ведь вращаются, и не важно от чего. А увеличить или уменьшить скорость? Вот с этим уже сложнее, потому как у нас нет двигателя – основного инструмента для управления скоростью вращения колес. Есть только тормоза, с помощью которых можно замедлить скорость вращения колес и/или полностью их остановить. И вот тут – внимание! Мы помним, что колеса у нас вращаются только от трения о дорогу.

Что происходит, когда мы начинаем нажимать на педаль тормоза? Начинают работать тормозные механизмы, отдельные для каждого колеса. И колеса катятся по дороге сами по себе, отдельно. В конечном итоге, на каждое колесо в отдельности действует две силы: сила трения о дорогу и сила трения тормозных колодок. Чем сильнее давим на педаль – тем выше сила трения колодок. И так до тех пор, пока сила трения колодок о тормозные механизмы колес не превысит силу трения колес о дорогу.

Как только это случится – колеса мгновенно остановятся (заблокируются) и автомобиль продолжит свое дальнейшее движение уже в виде неуправляемого куска металла, скользящего по дороге. Крутить руль бесполезно, колеса не вращаются – соответственно их положение перестает на что либо влиять. Чем более скользкое покрытие дороги (снег, лед) – тем меньшее усилие требуется на тормозной педали для наступления блокировки колес. Но это еще не все.

Даже у самого исправного автомобиля тормозные механизмы срабатывают не полностью одновременно, пусть эта разница совсем мала и измеряется даже не мили-, а микросекундами, но она будет. Плюс к этому, дорожное покрытие не равномерно, под каким-то из колес оно будет чуть более скользким, под каким-то менее, даже обычная пыль или песок на сухой летней дороге могут сильно изменить сцепные свойства.

Неудачное сочетание этих факторов приведет к еще большей разнице во времени блокировки колес. В итоге автомобиль будет не просто скользить – его занесет, а то и просто начнет крутить на дороге. Как этого избежать? Вернемся на один абзац назад.

Нужна третья сила, которая будет препятствовать блокировке колес, вращать их, т.е. нужен двигатель! Именно поэтому нельзя выжимать сцепление и выключать передачу до тех пор, пока автомобиль почти полностью не остановится.

На очень скользком покрытии вообще нельзя использовать тормоз, колеса заблокируются даже с включенной передачей, двигатель заглохнет, а скорость автомобиля не изменится. Если же выжать сцепление – то мы вернемся к предыдущему варианту.

Кстати, это наиболее распространенная ошибка современных водителей – преждевременное нажатие на педаль тормоза и особенно преждевременное выключение сцепления (передачи). Так называемое «летнее торможение» – торможение с одновременным выжимом сцепления. Езда по хорошим дорогам и на хорошей резине расслабляет

Спуск

Теперь рассмотрим, что же происходит на спуске. Во время движения вниз по наклонной плоскости, на автомобиль начинает действовать еще и сила тяжести, сообщая ему дополнительное ускорение. Чем круче спуск – тем сильнее воздействие, следовательно, тем быстрее нарастает скорость движения автомобиля. Если его ничем не сдерживать, то спуск очень быстро перейдет в свободное падение.

Что мы можем противопоставить этой силе? Тормоза? Но мы уже выяснили, к чему приводит использование тормозов. Колеса заблокируется и автомобиль начнет бесконтрольно скользить вниз, или, в лучшем случае, если трение колес с грунтом достаточное – просто остановится. Но нам то нужно ехать, а не стоять.

Можно конечно попытаться двигаться, аккуратно притормаживая и не давая автомобилю разгоняться, но это приведет лишь к тому, что одно или несколько колес все равно в какой-то момент заблокируются, и автомобиль продолжит скользить (или остановится) и можно начинать все сначала, или же собирать обломки Выход только один – соединить колеса с двигателем (включить передачу) и заставить их вращаться, но вращаться с той скоростью, которая соответствует выбранной передаче. Чем круче спуск – тем ниже должна быть передача. В этом случае потенциальная энергия автомобиля будет расходоваться на раскручивание двигателя, повышая его обороты. Но, поскольку газ мы не добавляем, то скорость будет оставаться постоянной во время всего спуска, т.к. быстро наступит равновесие между ускорением, сообщаемым автомобилю силой тяжести и сопротивлением двигателя вращению. Можно даже аккуратно притормаживать на более крутых участках склона, но именно аккуратно! И не в коем случае во время спуска нельзя выжимать сцепление (!!!), нельзя отключать колеса от двигателя, лишая себя единственного замедлителя!

Источник: http://www.patrol-4x4.ru/texnika-spuska-s-krutyx-sklonov-na-avtomobile.html

Как правильно тормозить на механике

Как правильно тормозить с выжатым сцеплением или без

Сижу и читаю блоги других авторов и диву даюсь. Далеко не все обладают хорошими, а самое главное правильными навыками вождения, но других уже учат. А ведь это ответственность большая — учить то другого.

Сегодня я бы хотел раскрыть тему правильного торможения, так как даже опытные водители зачастую это делают неправильно. А правильно ли вы используете педаль тормоза? Читайте заметку, чтобы получить ответ на этот вопрос.

Конечно же речь пойдет в основном о торможении на механике  — на автомате не все правила торможения на механике будут применимы.

В общем же случае всем без исключения будет также полезна заметка тормоз как запасная педаль, а если вы не обладаете достаточными навыками торможения, на помощь придет заметка про освоение навыка торможения.

Теоретическая часть, или как устроена тормозная система

Начинается тормозная система с педали тормоза. Педаль тормоза давит на шток (небольшой стержень), который проходит через усилитель тормозного усилия. Усилитель работает таким образом, что если вы жмете 1 килограмм на педаль, на тормозную систему за усилителем попадает уже 4 килограмма.

Цифры взяты с потолка, просто чтобы дать представление о степени усиления. Следом за усилителем тормозов находится главный тормозной цилиндр (ГТЦ), который выполняет роль распределителя тормозного усилия по контурам (чтобы в каждый контур попало равное давление).

Заполнен ГТЦ тормозной жидкостью, которая попадает в него из расширительного бачка находящегося, как правило, «на макушке».

Когда мы жмем на педаль тормоза, входные отверстия перекрываются поршнями и тормозная жидкость может течь только в сторону тормозных механизмов. К главному тормозному цилиндру подключены тормозные трубки, по которым давление тормозной жидкости передается на тормозные механизмы на колесах, именуемые тормозными суппортами, исполнительными тормозными механизмами, или рабочими цилиндрами тормозной системы. Эти цилиндры и давят на тормозные колодки, заставляя автомобиль тормозить.

Схема работы немного упрощена, из неё выброшены некоторые узлы, но суть от этого не меняется.

Отдельно стоит сказать про усилитель тормозного усилия. Он может быть выполнен с энергоаккумулятором(то есть накапливать вакуум или тормозную жидкость под давлением) и без него. От этого зависит, будет автомобиль тормозить так же резво при заглохшем двигателе или нет.

Еще один момент, это как усиливаются тормоза. Усиливаться они могут как вакуумом так и гидравликой. Сами тормозные системы могут быть гидравлические(с тормозной жидкостью внутри) или пневматические(управляются давлением воздуха, но такое я встречал только на грузовиках).

Торможение до полной остановки на прямой

Пожалуй самая простая дисциплина. Нажимаем на педаль тормоза, а когда значение оборотов начнет приближаться до отметки холостого хода, выжимаем педаль сцепления и. А все зависит от скорости. Или переключаемся на пониженную, если останавливаемся с большой скорости, или встаем на нейтраль.

Многие учат сразу вставать на нейтраль и катиться, нажимая на тормоз, но это неправильно. Не даром же я привел теорию в начале. Всему виной усилитель тормозов, который работает только при вращающемся двигателе и имеет несколько большую эффективность на оборотах, превышающих холостой ход.

Вот представьте ситуацию, что в момент торможения двигатель заглох, а вы катитесь на нейтрали. Тормоза станут дубовыми, а тормозной путь увеличится в несколько раз, что чревато аварией типа «догоняшки»и прочими неприятностями. Поэтому всегда тормозим на передаче и никак не иначе!

Дополнит приятностями этот метод торможения особенности при работе антиблокировочной системы, то есть когда вы тормозите на льду. Если АБС отпустила ведущее колесо, то при движении на нейтрали колесо полностью перестанет тормозить на какое то мгновение, а если тормозить на передаче, то просто произойдет переход от торможения тормозом на торможение двигателем, что не так сильно снизит эффективность торможения, как торможение на нейтрали.

Торможение с частичным сбросом скорости

Применяется при переходе от быстрого участка к медленному, от свободного потока к плотному. Если вы научились правильно тормозить на прямой, как я писал выше, то и эта дисциплина не будет вам досаждать, ведь единственное, что нужно сделать, это прекратить замедляться раньше того, как вы остановились. Алгоритм точно такой же. Тормозим на передаче, а при приближении к пороговым оборотам переключаемся на пониженную.

Торможение в повороте

Вот здесь необходимо быть внимательными, ведь при отсутствии АБС и при блокировке колес машина будет лететь прямолинейно, то есть не слушаться руля. При наличии же АБС ситуация немного лучше, но все равно управляемость не такая четкая как при рулении без тормозов, поэтому будьте особенно внимательны, а лучше старайтесь тормозить заранее, чтобы в повороте или при маневрах у вас уже была правильная скорость.

Еще одна опасность торможения в повороте это занос и разворот. Если по каким то причинам задние колеса заблокировались(например зад на льду, а перед уже на асфальте), зад автомобиля начнет обгонять перед, что приводит к заносу или развороту.

В общем в повороте скорость уже должна быть правильной, а если и требуется тормозить, то плавно и очень внимательно.

Торможение двигателем

Многие автосайты пишут, что именно так надо тормозить на льду. Не слушайте их! Нет общего правила, а само по себе торможение двигателем хорошо далеко не всегда. К примеру, на своей переднеприводной машине я использую переход на пониженную и торможение двигателем, если мне необходимо сделать легкий занос, а ручником пользоваться не охота.

Все дело в том, что когда вы жмете на тормоз, тормозят и задние и передние колеса. Передние тормозят для эффективности торможения, а задние для исключения раннего заноса. Если тормозят только задние, или только передние, это может привести к заносу.

Поэтому торможение двигателем в чистом виде не стоит применять, если вы не любитель экстремальной езды. Торможение при включенной передаче даже на льду дает больше эффективности торможению, нежели просто торможение двигателем или торможение тормозами.

Теперь собственно про технику торможения двигателем. Убираете ногу с газа и готово) Я серьезно. Если эффективности торможения не хватает и позволяют обороты(на 1,5-2 тысячи меньше максимальных), можно переключиться на пониженную.

При переключении на пониженную желательно сделать перегазовку, то есть поднять обороты, а педаль сцепления отпускать плавно. Если не делать перегазовку, можно повредить трансмиссию, двигатель или получить долгожданный занос (ну а чего вы хотели при резком бросании сцепления при переходе на пониженную).

Чем ниже передача, тем эффективнее торможение двигателем, и тем больше вероятность поймать занос.

Торможение двигателем на переднем приводе в повороте на каше в 80% случаев дает разворот. На гравии и большой скорости в 70% случаев будет разворот, если привод передний, а торможение двигателем слишком эффективное. Лучше не баловаться и понять где предел разворота, причем тренироваться только в безопасном для вас, окружающих и вашего автомобиля месте. И низачто не применяйте те приемы, которые вы никогда не делали.

Экстренное торможение

На прямой это просто тормоз в пол и все. Сцепление выжимается только при достижении малых оборотов двигателя и никак не раньше, а если вы будете успевать переключать передачи, это может выручить вас, например, когда опасность была спереди, но она исчезла но появилась опасность сбоку.

Только не забудьте, что сзади могут ехать машины, и, если позволяет ситуация, сделайте сначала упреждающее торможение длительностью пол секунды, чтобы водитель сзади понял что щас будет экстренное торможение, потом отпустите на мгновение тормоз и тормозите до конца. Как только необходимость экстренно тормозить отпала, а машина еще движется, отпустите тормоз, чтобы дать шанс заднему оттормозиться и не «догнать» вас.

В повороте все сложнее. На асфальте и не запредельной скорости вероятность заноса не велика, но зимой, тормозя в повороте, можно запросто остаться без машины.

Чтобы снизить вероятность заноса, необходимо движение по дуге превратить в набор прямых отрезков, а сама дуга(траектория автомобиля) будет похожа на многогранник, вписанный в полосу движения.

Тормозим при этом только на прямых отрезках, а отпуская тормоз корректируем траекторию автомобиля, чтобы он не вышел за пределы полосы или дороги.

Можно конечно экстренно тормозить до срыва, а при возникновении оного отпускать тормоз и поправлять машину, но на практике этому научиться крайне сложно. Под термином отпускать тормоз, в данном случае я имею в виду приотпустить педаль, и снизить эффективность торможения, а не полностью отпустить его.

Всегда держать автомобиль под контролем

Вынесу ка я это в отдельный пункт. Автомобиль более уязвим, когда у него отсутствует возможность рулить, тормозить и ускоряться. Если хотя бы одна из этих функций снизила свою эффективность, автомобиль становится уязвимым. Эффективность торможения снижается на скольком покрытии или при отказе тормозной системы.

Эффективность ускорения снижается при неправильно выбранной передаче, и уж тем более при езде на нейтрали. Многих боковых ударов и заносов можно было бы избежать, если бы была включена правильная передача.

Эффективность руления снижается при блокировке колес, при езде по гравию, льду или же при слишком большом значении поворота рулевых колес.

Выход простой:

  • Передача должна быть включена как можно чаще, и позволять вытянуть автомобиль.
  • Чем больше скорость, тем меньший поворот руля вы можете себе позволить. Или снижайте скорость или опять же снижайте скорость.
  • На льду и гравии скорость из правила выше должна быть в несколько раз ниже, так как порог срыва колес находится намного раньше.

Это были основы правильного торможения на механике. В любом случае потренируйтесь, прежде чем применять на практике эти знания. Удачи вам на дорогах.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли буксировать или толкать машину на автомате

РЕКОМЕНДУЕМ ТАКЖЕ ПРОЧИТАТЬ:

Источник: http://myautoexp.ru/kak_pravilno_tormozit_na_mehanike/

Как тормозить на механике — Эксперт по автомобилям

Как правильно тормозить с выжатым сцеплением или без

Бывает, даже автолюбители с опытом вождения не владеют приемами правильного торможения. Отметим, что если ваш автомобиль оснащен автоматической коробкой передач, то не все правила торможения на механике вы сможете применить.

Для снижения скорости вам необходимо только воспользоваться педалью тормоза. Механическая коробка передач требует некоторых навыков торможения.

К тому же, практическая часть экзамена для получения водительских прав сдается именно на авто с механической коробкой передач.

Использование механической коробки передач требует от водителя некоторых навыков торможения

Для чего необходимо умение тормозить на механике

Не секрет, что вести машину безопасно означает суметь, при необходимости, выполнить маневр, позволяющий уйти от дорожно-транспортного происшествия. Это подразумевает:

  1. Возможность менять направление движения с помощью рулевого управления.
  2. Выполнить торможение:
    • рабочей тормозной системой;
    • двигателем (с отпущенной педалью газа).
  3. Ускориться, при необходимости, нажав педаль газа.

Правильно тормозить на механике означает двигаться на передаче до завершения остановки. Движение накатом должно быть полностью исключено из повседневной езды.

Как тормозить двигателем на механике

При необходимости снизить скорость на механике и сделать остановку на спусках, в гололед или дождь, необходимо выполнить следующую цепочку действий:

  1. Отпускаете педаль газа.
  2. Медленно нажимаете педаль тормоза.
  3. В последний момент перед окончательной остановкой выжимаете сцепление, чтобы предотвратить остановку работы двигателя.
  4. Выполняете переключение скорости на нейтральную.
  5. Отпускаете педали.

Умение тормозить двигателем жизненно необходимо, например, в гололед, однако этому тоже стоит поучиться

Если возникла необходимость торможения механикой в сухую погоду на идеальном дорожном полотне, выполняете такие действия:

  1. Полностью отпускаете педаль газа.
  2. Выжимаете сцепление левой ногой до упора.
  3. Медленно, без резких толчков, правой ногой нажимаете на педаль тормоза до завершения остановки.
  4. После остановки включаете нейтральную скорость.
  5. Отпускаете все педали. Причем педаль газа бросать не рекомендуется. Лучше все делать плавно.
  6. Выходя из авто, не забудьте воспользоваться стояночным тормозом.

Как плавно тормозить на механике

Чтобы немного снизить скорость движения автомобиля, притормозить, необходимо отпустить педаль газа, а затем, не прикасаясь к сцеплению, кратковременно и мягко надавить на педаль тормоза, без боязни, что двигатель может заглохнуть. При вашем намерении снизить скорость машины настолько, что будет необходимо переключиться на более низкую передачу, придется пользоваться педалью сцепления.

Что значит тормозить двигателем

Уметь тормозить двигателем жизненно необходимо, например, в гололед. Так называемое экстренное торможение встречается также в экзаменационных билетах.

На скользком дорожном покрытии применяются три приема торможения:

  • прерывистое;
  • торможение двигателем;
  • ступенчатое.

Торможение двигателем предполагает последовательные действия водителя:

  • сброс подачи топлива, не выключая сцепления;
  • выжать педаль сцепления;
  • включить более низкую передачу скорости;
  • повторить включение сцепления.

Таким образом, количество оборотов двигателя повысится, а скорость уменьшится. Рабочая тормозная система может плавно подтормаживать авто. Эффект торможения от совмещения описанных способов не меньше, чем от торможения традиционными колодками.

Торможение двигателем на льду является предпочтительным способом в связи с тем, что при блокировке на ледяной поверхности колеса не поддаются управлению. Зато, если колесо авто катится, даже частично проскальзывая, обеспечивается минимальная управляемость.

Как правильно тормозить на механике перед поворотом

Заносы на поворотах — дело нередкое и случается из-за плохого состояния дорог под передними и задними колесами, а также уклона дороги

Заносы на поворотах случаются по различным причинам, к которым относится, к примеру, неодинаковое состояние дорожного полотна под передними и задними колесами, уклон дороги. Юз и занос машины случаются и от неодновременной блокировки колес. Остановить занос намного проще в самом начале, когда автомобиль еще не сошел с траектории движения.

Если уже случился занос, следует придерживаться нескольких советов:

  1. Ни в коем случае не нажимайте педаль тормоза — это усложнит ситуацию, поскольку машина станет неуправляемой.
  2. Не пользуйтесь также педалью сцепления — это не имеет никакого смысла.
  3. Усложняет ситуацию резкое отпускание педали газа.
  4. Если у вас автомобиль с задним приводом, плавно снизьте обороты двигателя.
  5. Если вы являетесь владельцем переднеприводного авто, увеличьте обороты, чтобы силой тяги управляемых колес остановить занос.
  6. Руль поворачивайте только в сторону заноса: зад автомобиля заносит вправо — руль поворачиваете вправо быстро, но без резких движений. Здесь хороша умеренность в управлении рулем.

При нейтральной передаче на управление машиной не влияет педаль газа. Следовательно, включение нейтральной передачи на повороте приведет к ужасным последствиям — потере контроля над авто.

Следует учитывать также, что даже при включенной, к примеру, четвертой передаче, на скорости 60 км/ч, тахометр показывает менее 2 000 оборотов/мин. При такой слабой тяге двигателя торможение двигателем будет очень недостаточно неэффективным.

Прекратить занос автомобиля и ДТП сможет только эффективное торможение двигателем при условии тяги мотора 3 000-3 500 оборотов/мин. на третьей передаче при скорости 70 км/час.

Скользкие подъемы преодолеваются легко, если заранее выбрать правильную скорость и передачу. Менять ее на самом подъеме неудобно. Переднеприводные авто часто буксуют на скользких подъемах. Можно попробовать заехать на подъем задним ходом.

Торможение двигателем на спуске, покрытом льдом, будет успешным при условии заблаговременного включения в начале движения вниз 2-й передачи. Нажатие на тормоз автомобиль превращает в санки. Резкие повороты рулевого колеса также не помогут управлять автомобилем — он будет ехать прямо, несмотря на все усилия водителя повернуть в сторону.

Немного улучшает положение повышение сцепления шин с дорогой. Использование цепей противоскольжения, шипованой резины, особых зимних шин может несколько упростить управление автомобилем на скользкой поверхности дороги. Если тормозить двигателем плавно, размеренно и мягко, автомобиль обретет устойчивость, снизится вероятность такой неприятности, как занос.

Несколько упрощает управление автомобилем на льду современная ABS — антиблокировочная система, не позволяющая колесам уйти в полную блокировку, потерять управление автомобилем. До изобретения такого устройства водители при заносе могли рассчитывать только на свое мастерство. Работу ABS имитирует прерывистое нажатие тормоза, не дающее ввести колеса в блокировку. Стоит учесть, что ABS не дает четкой управляемости, поэтому лучше тормозить заранее, чтобы войти в маневр на правильной скорости.

Как правильно тормозить на механике перед светофором

На твердой поверхности в сухую погоду перед светофором выгоднее тормозить одновременным нажатием тормоза и сцепления

Правила торможения на механике, которым обучают автошколы, гласят:

  1. Движение автомобиля должно происходить при включенной передаче.
  2. Водитель постоянно меняет передачу соответственно скорости авто, чтобы быть готовым быстро выполнить необходимый маневр.
  3. Только для остановки при движении машины со скоростью 5-10 км в час, выжимается сцепление с тормозом для остановки авто.

Практика показывает, что правильным методом торможения двигателем пользуются немногие водители, поскольку они устают от частого переключения на пониженные передачи, увеличивается расход топлива, коробка передач быстрее изнашивается. Безусловно, на твердой поверхности в сухую погоду выгоднее тормозить одновременным нажатием тормоза и сцепления.

Движение на передаче и расход топлива

Во время движения машины на передаче топливо расходуется в увеличенном количестве. Держание ноги на педали газа, высокие обороты двигателя требуют расхода топлива. Прекращение давления на педаль газа приводит к остановке авто от торможения двигателем, причем чем ниже передача, тем быстрее остановка авто.

При спуске с небольшого уклона оптимальным положением рычага коробки передач будет нейтралка, что предотвращает торможение мотором. В такой ситуации скорость машины падает значительно медленнее, чем на передаче, поскольку авто тормозит только сила трения колес о дорожное полотно и сопротивление воздуха.

Так существенно экономится топливо.

Метод позволяет при объеме двигателя 1.4-1.6 преодолеть на одном литре топлива по городу без заторов 12-15 км. А некоторые водители умудряются проехать на одном литре даже 20 км. Но бывают ситуации, когда тормозить экономичным способом не удается в силу дорожных условий. Тогда умение тормозить с помощью двигателя — как никогда кстати.

Случаи, когда без торможения двигателем не обойтись

К таким случаям относятся ситуации, когда категорически запрещено движение авто на нейтралке — движение с гор, по горным серпантинам. Без торможения двигателем с многократным переключением на более низкие передачи, возникает риск перегрева тормозной системы, увеличения пути торможения на четверть, а также риск отказа в управлении, вызванный сильным перегревом тормозов.

Важно помнить, что нейтральная скорость создана исключительно для переключения передач водителем и для того, чтобы двигатель остановленного авто мог работать, а не для использования во время движения автомобиля. Нейтралка также создана для плавного начала движения машины, поддержания работы двигателя во время остановки транспортного средства.

При снижении скорости включение пониженных передач повышает безопасность Вашего движения

При снижении скорости включение пониженных передач, повышает безопасность движения. Понижать передачу рекомендуется при опускании стрелки тахометра до 2 500 оборотов/мин., если у вас авто с атмосферным бензиновым двигателем, до 2 000 оборотов/мин. — при авто на турбо-двигателе, до 1 500 оборотов/мин.

— для двигателя, работающего на дизельном топливе. Это нижние усредненные границы. Следует исходить из значений максимального значения крутящего момента конкретной марки авто при переключении передач.

Итак, выше упоминалось о необходимости включения пониженной передачи для увеличения устойчивости в дуге поворота.

Гоночное торможение

Гонщик вначале тормозит, снижая обороты до 5 000, а затем включает передачу пониже, при этом поднимая обороты

Переключение передач вниз — прием, которым всегда пользуются гонщики при торможении, причем выполняют его не при 2500 оборотов/мин., как это делают водители в условиях города, а на высоких оборотах, когда стрелка тахометра находится в красной зоне.

Тяга мотора при торможении нужна для ускорения выхода из поворота, скорейшего прохождения трассы. Поэтому гонщик вначале тормозит, снижая обороты до 5 000, чтобы стрелка тахометра не зашкалила, а затем включает передачу пониже, при этом поднимая обороты.

Городское торможение

Определив необходимость притормозить перед светофором, водитель заблаговременно может переключиться вниз и выполнить торможение

Штатный режим работы двигателя в режиме экономии топлива — это когда стрелка тахометра достигает 2 000-3 500 оборотов/мин. При этом на стадии разгона приемлема верхняя граница в 3 500 оборотов, с понижением до 2 500 оборотов/мин. при поддержке скорости движения.

В ситуации города вначале переключается передача, а затем следует торможение. Определив необходимость притормозить перед светофором, водитель заблаговременно может переключиться вниз и выполнить торможение. Нужные обороты двигателя при этом поддерживаются.

Если же водитель сразу будет тормозить, используя рабочую тормозную систему, двигатель потеряет обороты.

Источник: https://avtograf70.ru/uhod-za-avtomobilem/kak-tormozit-na-mehanike.html

Когда палится сцепление?

Часто новичок может услышать от опытного водителя, что сцепление палится. Поговорим подробнее о том, что происходит со сцеплением во время нажатия педали. Как это влияет на выжимной подшипник, корзину и диск сцепления, а также в каких случаях больше всего потребуется замена сцепления, рассмотрим в данной статье.

Если говорить упрощенно, то сцепление состоит из корзины, выжимного подшипника и ведомого диска сцепления. Как раз последний элемент палится, горит и издает неприятный запах в это время. Это происходит из-за его нагрева при больших оборотах.

Износ сцепления

При любом нажатии на педаль сцепления. Но он может быть нормальным, а может быть повышенным. К примеру, вы трогаетесь обычным образом, обороты двигателя до 2000. Износ сцепления будет происходить в любом случае и это вполне нормальный, рабочий износ.

Если вы трогаетесь на одном сцеплении, то оно убивается от этого гораздо меньше, потому что самый большой враг сцепления – это высокие обороты двигателя и когда сцепление находится в полусцеплении.

Когда вы только поднимаете педаль, машина начинает трогаться, происходит схватка сцепления, происходит пробуксовка диска и в этот момент, чем выше обороты двигателя, тем больше вы палите сцепление. Это хуже всего для этой конструкции – большие обороты и не полностью отпущенная педаль сцепления. Если педаль выжата в пол, сцепление не палится вообще, потому что диски рассоединены.

В этот момент изнашивается выжимной подшипник и пластины корзины, которые оказываются вогнутыми. Другое дело, когда вы трогаетесь с оборотами двигателя около 4-5 тыс. Тут износ просто колоссальный. Хуже может быть только начало движения таким образом под горку, что характерно для стиля вождения новичка.

Некоторые водители имеют плохую привычку при езде держать ногу на сцеплении, немного прижимая педаль. В таком случае имеем неплотное прижатие диска сцепления, но при этом всегда есть трение.

Новички могут допускать ошибку при начале движения. Приотпуская педаль сцепления начинают ехать быстрее, чем хотелось, и нажимают педаль тормоза. Что происходит в этот момент? Машина получает одновременно две команды – стоять и ехать. Диски немного касаются друг друга, и полимерный диск пробуксовывает. Как сделать правильно? При нажатии педали тормоза выжимайте сцепление в пол.

Почему не рекомендуют долго держать педаль сцепления?

Сам диск в таком случае не палится, но изнашивается выжимной подшипник и корзина, на которой пластины постоянно вогнуты. Многих интересует вопрос, долго это сколько? Секунд 20-30 это уже долго. Многие выжимают сцепление только для переключения коробки передач.

Но если вы стоите на перекрестке и вам нужно влиться в поток, конечно, вы будете стоять наготове на первой передаче и с выжатым сцеплением. Спалить его можно и за один день, просто нужно хорошенько «постараться», к примеру, пробуксовывая в груде снега и при этом держа сцепление в полусцеплении.

При нормальной размеренной езде это крайне маловероятно.

Вопреки расхожим страшилкам по поводу сцепления можно сказать, что спалить его не так-то и просто. Ресурс в любом случае вырабатывается и, в конце концов, заменять его придется. К слову ремонт довольно дорогостоящий, потому что нужно снять коробку, достать выжимной подшипник, корзину снять с маховика, а после поставить все на место. За счет большого объема работ формируется цена. Поэтому резонно менять не только диск сцепления, но и корзину с выжимным подшипником.

Источник: https://autoport.spb.ru/kogda-palitsy-sceplenie/

Как (не) тормозить, чтобы не попасть в аварию

Собрали самые актуальные вопросы о том, как (не) надо тормозить, и ответы на них. Прокачай свою безопасность!

Как правильно тормозить двигателем?

Есть с десяток способов торможения двигателя, но самый простой — отпустить педаль газа и последовательно переключить коробку с третьей на вторую, а затем и на первую (если нужно) передачу. Начинать тормозить двигателем с 4-й и выше передачи неэффективно — лучше сначала сбросить газ. Важно переключать передачи последовательно, если «перескакивать» с 3 или 4 на 1-2 сразу, машина может уйти в занос.

Чтобы тормозить двигателем без рывков, нужно выбрать такой момент переключения передачи, когда не приходится сильно давить на педаль тормоза. А в сам момент понижения передачи нажать слегка на газ, чтобы поднять обороты двигателя. Затем отпустить газ и продолжить плавно тормозить.

Как тормозить двигателем на АКП?

Зависит от типа «автомата». В некоторых коробках есть ручной режим, в других — опция понижения передачи.

Классический гидромеханический «автомат» не даст вам разомкнуть сцепление, а «робот» будет отключать его принудительно — так он устроен.

Поэтому прежде, чем экспериментировать, проконсультируйтесь со специалистом по своему типу коробки.

Как научиться тормозить плавно, без «клевков»?

Плавное торможение — полезный навык и с точки зрения комфорта пассажиров, и с точки зрения безопасности. Заранее погасить скорость — значит оставить себе время и запас места на реакцию, если что-то пойдёт не так: появится препятствие, изменится покрытие и т.п.

Плавное торможение выглядит так: начать снижать скорость плавным усилием на педаль, погасить основную скорость таким образом, чтобы ближе к месту остановки можно было приотпустить педаль, докатываясь на минимальной скорости.

Тогда не придётся перед самой остановкой дожимать педаль и «клевать» носом.

Как понять, как быстро я смогу остановиться?

Полезно провести эксперимент, затормозив в пол на своей машине  — и не плавно, а экстренно, до полной остановки и срабатывания ABS. Разумеется, делать это нужно не на дорогах общего пользования. И, в идеалах, на разном типе дорожного покрытия, включая влажный асфальт, снег и лёд.

Мерить тормозной путь лучше не в метрах, а в секундах: засечь и запомнить время может каждый и в любых обстоятельствах.

Как рассчитать безопасную дистанцию?

Чтобы поддерживать безопасную дистанцию в потоке, придерживайтесь правила «четырёх секунд», плюс-минус секунда в зависимости от времени года и покрытия.

Почему 4 секунды: 1,5-2 секунды на реакцию водителя (возраст, навык, эмоциональное состояние, усталость и прочее) + 0,5-1 секунда на срабатывание тормозной системы (тип, исправность). Плюс хотя бы секунда запаса времени.

Как проверить: во время поездки выберите себе неподвижный ориентир впереди — дерево, столб. Как только впереди идущий автомобиль поравняется с ним, начинайте отсчёт в уме: 221, 222.. (так считать секунды получается точнее). Не раньше, чем на счёт 224, вы должны проехать тот же ориентир передним бампером. Повторяйте тест до автоматизма.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда нужно менять масло в коробке на акценте

Останавливаясь за другой машиной, «держите» её колеса на капоте, то есть сохраняя свое обычное положение за рулём, вы должны видеть задние колёса машины спереди полностью.

Как тормозить в повороте?

Можно ли вообще тормозить в повороте — сложный вопрос.

  • Есть порог скорости, до которой машина пройдёт поворот и сохранит траекторию, и её не вынесет с дороги. Эта скорость зависит от подвески, типа авто, покрытия и других факторов.
  • Если этот порог скорости превышен и на машину начинает действовать центробежная сила, ее, скорее всего, выкинет в кювет или на встречку. И в таком случае тормозить всё же придется.

Но из-за того, что колеса, которые проходят по внутренней дуге поворота, легко блокируются, интенсивное торможение приведёт к их блокировке, развороту и заносу. Опять же, машину выкинет с траектории поворота.

Поэтому основная задача водителя — не просто погасить опасную для поворота скорость, но и избежать блокировки колёс. Поэтому, продолжая рулить, нужно плавно нажимать на педаль, не полагаясь на то, что системы типа ABS, ESP отменят законы физики.

Проверить предельно безопасную скорость прохождения поворотов на своей машине, опять же, помогут тренировки на автодроме.

При торможении обязательно выжимать сцепление?

Так учат в автошколах, но это необязательно.

Есть несколько причин, почему торможение на передаче более эффективно:

  • водитель тормозит не только колодками, но и двигателем — машина останавливается быстрее;
  • такое торможение более безопасно — если под колесами разное покрытие, например, лёд только с одной стороны, без выжатого сцепления машину не занесёт и не развернёт;
  • это экономит время в критической ситуации: например, если при подъезде к светофору в вашу машину кто-то летит сзади, и вам достаточно перенести правую ногу на педаль газа и подвинуться вперед, избежав ДТП.

Чтобы не дать машине заглохнуть, тормозить нужно так: сначала педалью тормоза и только перед самой остановкой выжимать педаль сцепления.

Что делать, если авто сзади не успевает затормозить?

Первый вариант мы уже рассмотрели: считав ситуацию заранее, можно успеть чуть «подвинуться» вперед или вывернуть руль в сторону — только не на забитый машинами перекрёсток или встречную.

Если у водителя привычка стоять на светофоре с включённой передаче и с выжатым сцеплением, это может спасти тоже: достаточно газануть, и за счёт рефлекторно брошенного сцепления машина подвинется вперёд — главное, чтобы там было свободно.

Если времени нет и удар неизбежен, уберите ногу с педали тормоза: это уменьшит силу удара. Желательно еще подготовиться к столкновению: упереться в подголовник и перенести руки на руле на 9 и 15 часов, чтобы их не сломало вылетевшей подушкой безопасности.

Как тормозить зимой

В условиях скользкого покрытия лучше всего применять торможение двигателем.

Если необходимо остановиться чуть интенсивнее — можно применить торможение, имитирующее работу системы ABS, что поможет остановиться даже в гололёд.

Владельцам со штатной и работающей ABS можно тормозить как обычно.

На спуске лучше всего, не выключая передачу, использовать метод «газ-тормоз», то есть кратко нажимать на педаль тормоза, а чтобы ведущие колёса не заблокировались, поддерживать их педалью газа.

Что делать, если отказали тормоза?

Как замедлить и остановиться машину, если педаль не реагирует на нажатие, мы подробно писали здесь. Изучай и пользуйся!

Источник: https://www.car24.by/novosti-car24/vse-chto-nuzhno-znat-voditelyu-o-tormozhenii.html

Как тормозить на механике — Авто-мастерская онлайн

Водители, которые за рулем уже достаточно давно, знают, насколько необходимо для собственной безопасности, соблюдать не только ПДД, но и выработать правильную технику вождения. Это особенно важно в случае, если на автомобиле стоит механическая коробка передач.

Ведь то, насколько безопасно ездить на механике, в большей степени зависит от умения правильно тормозить, нежели от соблюдения скоростного режима. Давайте же рассмотрим вопрос о том, как правильно тормозить на механике (см. видео «Как правильно тормозить» ниже).

Очень важно для водителя владеть техникой торможения и уметь мгновенно ее применять в экстремальных ситуациях, например, при гололеде или когда нужно резко вписаться в поворот. Если вы еще не обладаете подобным мастерством, то вам лучше всего взять на вооружение уже наработанные методики вождения и торможения, чтобы в критических ситуациях на дорогах чувствовать себя более уверенно.

1. Важно во время обучения вождению приучиться к тому, что, когда вы входите в поворот или сбрасываете скорость, нужно удерживать передачу в активном (а не нейтральном) состоянии. Вообще, не нужно привыкать к езде на нейтральной скорости, так как, именно при езде на «нейтралке», водитель поневоле теряет возможность тормозить двигателем – возможность тормозить двигателем у водителя есть, только когда передача находится в активном состоянии.

Кроме того, при езде на нейтральной скорости, автомобиль не может быстро набрать скорость, а следовательно, велика вероятность попадания его в аварийную ситуацию, когда сзади на высокой скорости идет поток транспорта.

Еще весомый аргумент против «нейтралки»: езда «накатом» вовсе невыгодна, потому что приводит к перерасходу топлива – примерно 2 л на каждые 100 километров.

2. Функция коробки передач в автомобиле – передавать крутящий момент от мотора к колесам. Скорости оборота двигателя подразделяются на диапазоны, и каждый диапазон скоростей соответствует определенной передаче.

Например, резкий обгон или перестроение. Если водитель выполняет эти маневры, то необходимо, чтобы на передаче стояло больше 2500 оборотов – в этом случае скорость будет нарастать более ощутимо и резко.

Во время торможения на мокрой или покрытой льдом дороге, совершать торможение без скольжения колес и риска уйти в занос можно с помощью передач механической коробки.

Так как каждая передача действует в пределах определенного диапазона скоростей, то, во время перехода с более высшей передачи на следующую более низкую передачу, будет происходить торможение двигателем. Мотор не дает колесам вращаться быстрей, чем позволял, когда передача стояла более высокая.

При этом переключение на более низкую скорость нужно делать на средних оборотах – иначе можно повредить коробку передач. Лучше всего это делать на передаче 4000-3000 оборотов.

Способы безопасного торможения

1. Торможение двигателем. Считается самый лучшим вариантом торможения, так как его можно использовать в большинстве экстремальных ситуаций – мокрая дорога, наледь, пробки, поломки тормозной системы. Осуществляется с помощью последовательного перехода от более высших ступеней передач к более низким и перегазовки.

2. Комбинированное торможение. Способ похож на предыдущий с одной лишь разницей – торможение осуществляется одновременно с плавным нажиманием на педаль тормоза. Этот способ хорош в ситуации, когда нужно срочно затормозить, когда времени слишком мало, чтобы самостоятельное тормозить двигателем.

3. Движение «накатом». Это способ применим только в экстренных случаях, или когда движение происходит на малых скоростях. Очень нежелательно использовать данный способ в обычной езде, так как риск попадания в аварийную ситуацию многократно увеличивается.

4. Комбинированное торможение и плюс постоянная передача. Такой способ дает водителю возможность тормозить двигателем, но есть крупный недостаток – велика вероятность того, что двигатель потеряет тягу, и тогда над сложившейся ситуацией водитель полностью утратит контроль.

5. Резкое торможение. Это распространенный вид торможения, который применяется в экстренных случаях. Водитель просто резко давит на педаль тормоза и одновременно на сцепление – до тех пор, пока автомобиль не остановится полностью.

Как не странно, но если правильно тормозить на механической коробке передач, то можно даже сэкономить топливо, да и ресурс двигателя.

Правила эффективного торможения

1. Не ездите и не тормозите на нейтральной передаче.

2. Снижайте скорость плавно, с помощью переходов от одной передачи к следующей, во время переключения передач тахометр должен показывать 2500 об/мин.

3. Не забывайте, что, при переключении с более высокой передачи на более низкую, обязательно нужно делать перегазовку. Так вы сэкономите ресурс сцепления и избежите рывков в процессе езды.

4. Следите за показаниями тахометра. Останавливайте автомобиль при показании 1000 об/ми, полностью выжав педаль.

5. Когда вы экстренно тормозите, выжимайте сцепление до упора – это не даст двигателю остановиться полностью.

Заключение. Следование на практике всем этим рекомендациям сделает пребывание водителя и его пассажиров на дороге безопасным. Эксперты рекомендуют – научитесь правильно тормозить, делайте это мастерски, доведите этот навык до автоматизма – и тогда вы будете в состоянии быстро и адекватно реагировать на любую критическую ситуацию в дороге.

Торможение на механике – азбука вождения

Если видео не показывает, обновите страницу или нажмите здесь

Источник: https://autogearspb.ru/uhod-za-avtomobilem/kak-tormozit-na-mehanike.html

Как правильно тормозить на механике: с выжатым сцеплением или нет? Что происходит с машиной при выжатом сцеплении

Как правильно тормозить на автомобиле с механической КПП – с выжатым сцеплением или с работающей передачей? Однозначно ответить на этот вопрос не могут даже водители,  имеющие многолетний опыт вождения автомобилей с механикой. Рассмотрим, как ведёт себя автомобиль в обоих случаях, и какой способ торможения более эффективный и безопасный.

Что происходит с машиной при выжатом сцеплении

Каждый агрегат и узел автомобиля служит для строго определённой цели, и должен максимально эффективно выполнять стоящую перед ним задачу. Это в полной мере касается и трансмиссии авто, частью которой является сцепление. В автошколах инструкторыучат азам пользования педалей «механических» машин: левая нога водителя предназначена для работы со сцеплением, а правая – с газом и тормозом.

Сцепление предназначается для короткого разъединения коленвала с КПП, для переключения скоростей по ходу движения или при трогании с места. Во всех остальных случаях оно должно быть включено, обеспечивая соединение коробки передач с двигателем.

Выжимая сцепление, мы отсоединяем работающий мотор от ходовой части, тем самым лишая машину возможности тормозить двигателем.

При выжатом сцеплении автомобиль продолжает двигаться накатом, его колёса вращаются чисто по инерции, а это в значительной мере ухудшает его управляемость.

Торможение с работающим сцеплением позволяет автомобилю более плавно снижать скорость. При этом создаётся меньшая нагрузка на тормозную систему, а у водителя имеется возможность осуществить необходимый манёвр в случае возникновения непредвиденной ситуации.

Тормозим до полной остановки: сцеплению − «да» или «нет»?

Наиболее простая ситуация − это торможение до полной остановки автомобиля на прямом участке автотрассы. После нажатия на педаль тормоза следует дождаться почти полной остановки машины.

И лишь когда показатель оборотов мотора понизится до уровня холостого хода, нужно отжать сцепление. Делается это для того, чтобы двигатель не заглох.

При такой манере торможения удаётся избежать полной блокировки колёс, когда движущийся на скорости автомобиль может превратиться в неуправляемую ракету.

Другой плюс торможения с работающим сцеплением на прямой – вы можете в любой момент прекратить торможение, возобновив движение машины. С технической точки зрения большая эффективность тормозной системы при работающем двигателе объясняется таким образом: на всех современных авто устанавливаются вакуумные усилители, лучше срабатывающие при неразъединённом приводе.

При движении с отжатым сцеплением или на нейтральной передаче высока вероятность мёртвого схватывания колёс машины, что становится причиной перегрева тормозов, вызывает неуправляемый занос и прочие опасные последствия. Особенно это актуально, когда автомобиль движется под гору, или по обледенелой дороге. Если кто-то помнит из детства, как скользят санки с горки:  изменить скорость движения или его траекторию нет никакой возможности.

Не составляют исключения из этого правила и современные авто с антиблокировочной системой. В то мгновение, когда АБС отпускает тормоза, при отключённом сцеплении колёса совсем перестают тормозить, что в итоге увеличивает общий тормозной путь. При движении на передаче, даже в момент срабатывания АБС, прекращения торможения не происходит – оно продолжается двигателем.

Отсюда можно сделать вывод: даже в самой простой дорожной ситуации, даже на самом современном автомобиле, всегда следует тормозить с включённой передачей.

Если нужно немного сбросить скорость

В некоторых случаях водителю требуется не остановить автомобиль, а всего лишь немного сбросить скорость. Например, при перестроении из одной полосы дорожного потока в другую. Алгоритм действий здесь такой же, как и при полной остановке автомашины на прямом участке дороги. Разница состоит лишь в том, что при сбросе скорости не следует допускать полной остановки авто, а главное – не дать заглохнуть двигателю.

Для этого при включённой скорости начинаем лёгкими плавными движениями притормаживать машину. Дожидаемся, когда обороты данного рабочего хода упадут до минимальных показателей. И лишь после этого отжимаем педаль сцепления и переключаемся на нижнюю передачу. Если при этом скорость всё ещё оказывается чересчур высокой для выполнения манёвра, повторяем всю процедуру торможения заново, до переключения на ещё более низкую передачу.

Опасно для жизни!

Рассмотрим теперь несколько случаев, когда даже самые незначительные ошибки при торможении способны привести к трагическим последствиям.

Первый  – экстренное торможение, когда автомобиль требуется остановить во что бы то ни стало и как можно скорее. Например, внезапно на дорогу выскочил ребёнок или прямо перед вами произошло ДТП. Действия водителя в этом случае предельно просты: сразу же педаль тормоза в пол, до полной остановки машины.

Отжимать сцепление следует только при падении оборотов до минимальных показателей. Этим вы не допустите, чтобы двигатель заглох, и оставите себе  свободу для манёвра в ситуации, когда опасность внезапно возникнет с другой стороны.

Например, вы сбросили скорость до минимума, что позволило объехать внезапно возникшее дорожное препятствие или пропустить перебегающего дорогу пешехода, однако идущий за вами автомобиль не успевает остановиться.

Это чревато тем, что он по инерции протаранит экстренно остановившуюся перед ним машину. Предотвратить такое развитие ситуации можно, слегка продвинувшись вперёд или уйдя в сторону.

Но сделать это получится, лишь сохраняя полный контроль над своим авто – когда у него работает двигатель и включена передача.

Типичная ошибка многих неопытных водителей – одновременное нажатие сцепления и тормоза при экстренном торможении. Подобный метод позволит быстрее остановить велосипед, но никак не автомобиль. Если перестать крутить педали велосипеда, одновременно нажав на тормоза, он остановится быстрее, но с машиной это не пройдёт.

На моделях авто, лишённых АБС, выжатое сцепление и тормоз однозначно приведут к блокировке колёс. В результате «железный конь» попросту закусит удила − то есть, перестанет слушаться руля и будет лететь по прямой траектории. Если ваш автомобиль имеет встроенную антиблокировочную систему, дело будет не намного лучше.

Всё вышесказанное в полной мере относится и к сбрасыванию скорости при вхождении в крутой поворот. Но здесь к опасности потери контроля над машиной, добавляется вероятность неуправляемого заноса. Особенно опасно выжатое сцепление при торможении в сложной дорожной обстановке: например, при гололёде, на укатанном насте или на мокром асфальте. Внезапная блокировка колёс в момент вхождения в крутой вираж неизбежно станет причиной вылета автомобиля с трассы.

Советы для чайников на механике

Для неопытных водителей, имеющих в своём распоряжении машины с механической коробкой, можно дать один важный совет – использовать сцепление только по его прямому назначению:

  • во время начала движения с места;
  • при необходимости переключиться на более высокую или низкую передачу во время движения;
  • при полной остановке машины для перевода рычага МКПП в нейтральное положение с последующей постановкой на стояночный тормоз.

Ни в коем случае не следует пытаться применять сцепление для остановки машины. Торможение двигателем намного эффективнее и безопаснее, нежели неуправляемое движение с заблокированными колёсами.

Источник: https://reedr.ru/auto/kak-pravilno-tormozit-na-mehanike-s-vyzhatym-stsepleniem-ili-net/

Забудь, чему тебя учили — Автоцентр.ua

Выпускники автошкол частенько попадают в аварии, следуя советам нерадивых инструкторов. Десять наиболее типичных ошибок нам указали и помогли исправить преподаватели школ высшего водительского мастерства.

Выпускники автошкол частенько попадают в аварии, следуя советам нерадивых инструкторов. Десять наиболее типичных ошибок нам указали и помогли исправить преподаватели школ высшего водительского мастерства.

Ошибка: Многие новички поднимают сиденье максимально вверх и устанавливают его спинку вертикально. Считается, что такая регулировка позволяет водителю видеть дальше и контролировать ситуацию у переднего бампера. Плюс, по мнению новичков, так лучше чувствуются габариты машины.

Суть ошибки: Такая посадка не может быть комфортной, поэтому правильной и безопасной ее назвать нельзя.

Исправление: Сиденье нужно регулировать так, чтобы при выжатом сцеплении нога была выпрямлена. Руки должны располагаться в верхнем секторе руля (соответственно десяти и двум часам на циферблате) и быть слегка согнутыми в локтях. Видеть край капота необязательно, а иногда и невозможно. Напротив, необходимо добиться ощущения габаритов автомобиля без привязки к внешним частям кузова, чего можно достичь с помощью специальных упражнений и тренировок.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как часто менять антифриз на гранте

Руление

Ошибка: При прямолинейном движении держать руль двумя руками в нижнем положении, а в поворотах рулить ладошкой или вращать рулевое колесо мелкими перехватами. Совет заблуждающегося учителя автошколы: при повороте не крести руки!

Суть ошибки: Если колесо попадет на какую-либо неровность, руль может выскользнуть из рук, и автомобиль потеряет контроль. А выполнить поворот на 90 градусов, пусть даже на скорости 30 км/ч, мелкими перехватами руля практически невозможно.

Исправление: Оптимальное размещение рук на руле – в верхней зоне рулевого колеса, что соответствует десяти и двум часам на циферблате. Руль нужно держать крепко обеими руками. А повороты осуществлять перехватом рук в верхней зоне руля.

Троганье с места

Ошибка: На холостом ходу (до 800 оборотов) выжимать сцепление, потом полностью отпускать и только затем добавлять газ.

Суть ошибки: В этом случае может произойти резкий рывок или машина просто заглохнет. Впрочем, таким образом частенько можно ездить на автомобилях с дизельными силовыми агрегатами. Кроме того, не исключено, что сцепление на машине инструктора отрегулировано так, чтобы оно «брало» только в самом верху.

Исправление: Нужно сразу учиться правильно трогаться с места. Сначала следует доводить обороты до 1200–1500 (т. е. нажимать на газ до 1/3 хода педали), после чего плавно отпускать сцепление, параллельно добавляя газ, чтобы не допустить падения оборотов. Лучше учиться такому методу на машине с тахометром и специально отработать трогание с места.

Ошибка: При выжатом сцеплении поднимать обороты выше 1500, после этого отпускать сцепление и только потом добавлять газ.

Суть ошибки: В этом случае велика вероятность сжечь сцепление. Такая техника иногда оправданна на малолитражках, у которых достаточная мощность развивается только при высоких оборотах. Но на большинстве современных автомобилей данный метод неприемлем.

Исправление: Нужно действовать, как в случае с ошибкой 3.

Примечание: Дизельные двигатели более тяговитые, чем бензиновые, и чтобы тронуться на дизеле, достаточно просто выжать сцепление, включить передачу и плавно отпустить сцепление, не добавляя газа. В свою очередь, бензиновый мотор требует более высоких оборотов, и чтобы тронуться, нужно добавить газ.

Нейтралка

Ошибка: Определенная категория водителей «старой закалки», а также многие новички часто катятся с горки, доезжают до поворота или даже поворачивают на нейтральной передаче либо же на выжатом сцеплении. По их убеждению, так экономится топливо.

Суть ошибки: Если двигатель не связан с ведущими колесами (на выжатом сцеплении или на нейтральной передаче), машина утрачивает один из органов управления. В данном случае – возможность управлять скоростным режимом.

Если водителю внезапно понадобится ускориться, ему придется переключать передачу вручную, на что уходят драгоценные секунды. На скользкой дороге или в поворотах это может стать причиной потери управляемости.

Движение на «нейтралке» экономит не более 100 граммов топлива в день, а на современных инжекторных автомобилях экономичнее тормозить двигателем на передаче без подачи горючего.

Исправление ошибки: Использовать нейтральную передачу лучше всего, когда машина стоит. Например, на перекрестке на красном свете или в пробке. В повороте или при торможении лучше ездить на включенной скорости. Причем этому правилу надо следовать как на сухой, так и на мокрой дороге.

Зеркала

Ошибка: Многие инструкторы автошкол учат при движении задним ходом смотреть назад, повернув голову или корпус.

Суть ошибки: В ограниченном пространстве точно проехать задним ходом можно только по зеркалам (посмотрите, как это делают водители больших автобусов или грузовиков). Кроме того, заднее стекло часто бывает закрыто (например, головами пассажиров).

Исправление ошибки: Лучше не привыкать к более простому способу, а сразу вырабатывать навыки ориентироваться по зеркалам. Кстати, так гораздо быстрее можно добиться ощущения габаритов автомобиля.

Осторожно, ученик!

Ошибка: Ездить на автомобиле со знаком «У» или «Туфелька».

Суть ошибки: Некоторые водители любят показывать свое превосходство перед новичками. Даже инструкторы школ водительского мастерства, которые отлично управляют машиной, когда ездят со знаком «У», замечают, что стиль езды окружающих в их отношении меняется на более агрессивный.

Исправление ошибки: Знак «У» необходим, когда человек только учится управлять автомобилем. При получении минимальной практики его лучше снять. Даже если возникнут проблемы с вождением, другие водители будут относиться к вам, как к равному.

С головой – в воду!

Ошибка: Постигать азы вождения сразу в сложных дорожных условиях – в плохую погоду, с большой интенсивностью движения, наличием сложных развязок и множества знаков и светофоров. Многие инструкторы считают, что начинать нужно именно так: хочешь жить – научишься!

Суть ошибки: В результате такого урока у человека может возникнуть неуверенность, скованность, страх перед вождением, переступить через который получится только через многие годы.

Исправление ошибки: Первые навыки вождения надо прививать только на свободных от машин участках дорог. Если инструктор придерживается иного мнения, лучше воспользоваться услугами другого учителя.

Парниковый водитель

Ошибка: Учиться ездить только в идеальных условиях – когда светит солнце и дорога сухая.

Суть ошибки: В первый же дождь такой «парниковый» водитель растеряется и не сможет правильно управлять автомобилем. Подобный опыт может закончиться плачевно.

Исправление ошибки: После того как водитель освоит езду в идеальных условиях, нужно специально ездить в дождь, слякоть и даже гололед. Но сначала – на закрытых участках дорог, свободных от транспорта. С опытным инструктором следует отработать основные навыки езды по скользкому покрытию, почувствовать занос/снос и научиться из них выходить. Только после этого можно ездить по дорогам общего пользования в любую погоду.

Надо – объедут!

Ошибка: Ездить слишком медленно – со скоростью 20–40 км/ч. Если другие спешат – пусть объезжают!

Суть ошибки: Несоответствующая основному потоку машин скорость довольно опасна, так как водитель создает препятствие другим участникам движения, что запрещено Правилами дорожного движения.

Исправление ошибки: Если водителю-новичку трудно ездить в общем потоке, нужно совершенствовать свои навыки вождения на незагруженных трассах. Когда 60–70 км/ч станут комфортными, можно ездить наравне со всеми остальными.

Виктория Лазарева
Фото Андрея Яцуляка и автора Благодарим директора ЦВВМ «Энергия движения» Сергея Лукьянчука за помощь в подготовке материала

Источник: https://www.autocentre.ua/avtopravo/avtoshkola/zabud-chemu-tebya-uchili-285932.html

Как правильно тормозить на механике? Часть 2

И снова всем привет! В первой части статьи я рассказал об основных принципах торможения на механике, обосновал необходимость понижения передач во время торможения и дал рекомендации по выбору оборотов двигателя для переключения передач. Здесь я разберу конкретные варианты торможения, дам рекомендации по их применению, а также расскажу об экстренном торможении.

Последовательность действий при торможении

Подведу промежуточные итоги и опишу порядок действий водителя при торможении (неважно, тормозами или двигателем) на механике на примере остановки с IV передачи со скорости 80 км/ч и оборотов двигателя 3000 об/мин.

1. Тормозите на IV передаче, контролируйте тахометр.

2. После снижения стрелки до 2500 об/мин включите III передачу и продолжите торможение. Если до начала торможения стрелка уже находится на 2500 об/мин или чуть ниже – сразу же включайте пониженную передачу.

3. После снижения стрелки до 2500 об/мин включите II передачу и далее продолжите торможение. Следите за тахометром.

4. После снижения стрелки до 1000 об/мин выжмите педаль сцепления и продолжите торможение накатом до полной остановки.

5. Перед моментом остановки плавно отпустите педаль тормоза во избежание «клевка» автомобиля.

Вспоминая основное правило переключения передач, согласно которому машина должна идти максимально плавно, без рывков и клевков, все переключения вниз должны происходить с перегазовкой. Детали – в статье «Как понижать передачи?» или на курсах «Магия переключения передач», «Вождение по гоночной трассе» и «курс MBA для водителя: Мастерство Вождения Автомобиля». Ну и варианты торможения с перегазовками я опишу ниже.

Варианты служебного торможения

Теперь перейду к конкретике и опишу возможные варианты торможения. Первые два варианта – для начинающих, которым еще предстоит освоить более продвинутые способы торможения.

Торможение накатом

Торможение на нейтральной передаче или с нажатой педалью сцепления. Способ торможения чайников. В чистом виде применим только перед остановкой машины, при движении с низкой парковочной скоростью под уклон или при экстренном торможении с АБС (об этом читайте ниже).

В остальных случаях считается ошибкой водителя, поскольку при таком способе торможения не используются многие возможности для повышения безопасности.

Вспомнить, почему это ошибка, вы можете с помощью статей «Крутящий момент двигателя», «Движение накатом» и «Как правильно тормозить на механике? Часть 1″.

Комбинированное торможение на постоянной передаче

Этот способ лучше предыдущего, но имеет и свой недостаток – потерю тяги мотора при снижении оборотов ниже 2500 (на атмосферных бензиновых моторах) со всеми возможными последствиями. В чистом виде его лучше применять при кратковременном торможении, когда обороты мотора снижаются несильно и переключение передач не требуется.

И перечислю продвинутые способы торможения, которые на самом деле являются не продвинутыми, а основными и правильными. Все эти способы подразумевают переключение передач вниз, которое возможно как с использованием перегазовки, так и «в лоб», без перегазовки.

Варианты торможения с понижением передач без перегазовки хоть и лучше двух предыдущих, но не идеальны, поскольку происходят с рывками автомобиля.

Рывки отрицательно влияют на безопасность торможения, на ресурс коробки передач и сцепления и на комфорт пассажиров, поэтому приемы без перегазовки я здесь рассматривать не буду и перейду сразу к идеальным вариантам торможения – с переключением передач вниз и перегазовкой. Подробнее о способах включения пониженных передач читайте в статье «Как понижать передачи?»

Торможение двигателем с понижением передач и перегазовкой

Идеальный вариант для торможения на скользкой дороге, для корректировки скорости в транспортном потоке, для безопасного и экономичного торможения перед светофором. Незаменим при отказе рабочей тормозной системы. Часто применяется водителями, знакомыми с принципами защитного вождения. Самый плавный, безопасный, экономичный и комфортный способ торможения. Читайте об этом также в статьях «Как правильно тормозить: двигателем или тормозами?» и «Опасности зимнего вождения».

Торможение двигателем выполняется просто:

  • отпускаем педаль газа;
  • замедляемся;
  • при снижении стрелки тахометра до 2500 об/мин понижаем передачи с перегазовкой;
  • после включения II передачи замедляемся на ней и для полной остановки нажимаем на педаль тормоза.
  • Если тормозим на льду или если после торможения нужно продолжать движения со скоростью меньше 10 км/ч, можно переключаться и до I передачи. Напоминаю, что педаль сцепления выжимаем только после достижения стрелки тахометра 1000 об/мин.

Можно включать пониженную передачу и при больших оборотах. Чем они выше, тем интенсивнее торможение и тем сильнее надо нажимать на педаль газа при перегазовках. При отказе рабочей тормозной системы нужно использовать максимально возможное торможение двигателем: на максимальных оборотах и на самых низких передачах. То есть так, чтобы после переключения передачи вниз стрелка тахометра поднималась до красной зоны. Все это мы отрабатываем на курсе «Магия переключения передач».

Комбинированное торможение с понижением передач и перегазовкой

Прием выполняется аналогично торможению двигателем, только к нему добавляется нажатие на педаль тормоза. Наиболее часто используемый вариант торможения в городе. Используется, если торможения двигателем не хватает и нужно чуть добавить нажатие на педаль тормоза. В остальном все то же: понижения передач и перегазовки.

Последовательность действий такова:

  • нажимаем на педаль тормоза;
  • при снижении стрелки тахометра до 2500 об/мин снимаем ногу с педали тормоза и делаем перегазовку;
  • включаем пониженную передачу и возвращаем ногу на тормоз;
  • продолжаем описанный цикл действий до включения II передачи и тормозим на ней до остановки.

И теперь самый убойный способ торможения – гоночный!

Комбинированное торможение с понижением передач и перегазовкой пяткой

Наиболее эффективный способ торможения. Что еще за перегазовка пяткой?! А это вы спросите у наших друзей-автогонщиков, которые придумали такое извращение :)  Проанализируйте предыдущий способ торможения: чтобы сделать перегазовку, нужно перенести правую ногу с тормоза на газ.

Значит, во время перегазовки мы теряем в торможении. Это можно себе позволить, если места на дороге много и плавное торможение вполне безопасно. Но когда места мало и нужно интенсивное торможение, ногу с тормоза снять нельзя.

В этом случае можно одной и той же ногой и тормозить, и делать перегазовку.

Классический гоночный вариант: тормозим носком ноги, а перегазовку делаем пяткой. Это удобно далеко не на всех машинах, и при спокойной городской езде удобнее делать перегазовку ребром, правой частью стопы. А тормозить, соответственно, левой частью. Такой вариант применим только на машинах с близким расположением педалей тормоза и газа.

Понимаю, что перегазовка пяткой – прием не для слабонервных :)  и не настаиваю на нем. Если вы им владеете и пользуетесь – честь вам и хвала. Если нет, можно обойтись и без него.

Но как же тогда быть, если нужно интенсивное торможение и нет возможности снять ногу с тормоза для перегазовки? Тогда используйте вариант 2 – комбинированное торможение на постоянной передаче.

Оттормозились до нужной скорости, скажем, с 80 км/ч на V передаче до 30 км/ч, после чего включили сразу II передачу и поехали дальше. Конечно, в этом случае желательна перегазовка и с двойным выжимом сцепления.

Экстренное торможение с АБС

Тут все просто: педаль тормоза в пол. Если вы – гонщик-профессионал, то сумеете использовать комбинированное торможение с понижением передач и перегазовкой пяткой. Если вы – обычный водитель, то вам будет точно не до танцев на педалях. Сразу выжимайте педали сцепления и тормоза в пол и ждите, пока все закончится.

Зачем выжимать сцепление при экстренном торможении?

Во-первых, чтобы не заглохла машина. Если при служебном торможении вы сможете найти время и желание взглянуть на тахометр и вовремя выжать педаль сцепления, то при экстренном торможении – вряд ли. Значит, при торможении на передаче можете неожиданно для себя заглохнуть. Не смертельно, но лучше этого избежать.

Во-вторых, системе АБС проще работать, когда двигатель не вмешивается в торможение. Не то чтобы прямо проще, просто она заработает при меньшем нажатии на педаль тормоза, чем при комбинированном торможении. Тоже не критично – нажмите на тормоз сильнее и все дела. Но с учетом предыдущего абзаца лучше все-таки выжимать педаль сцепления.

Экстренное торможение без АБС

А как быть, если на машине нет АБС? – спросите вы. Я рекомендую поступать аналогично – тормоз в пол. Многие мне возразят, мол, колеса заблокируются со всеми вытекающими И, типа, надо использовать импульсное торможение! Да, блокировка колес, да нельзя изменить направление движения, да, тормозной путь длиннее Зато скорость снизите быстро. А если дорожное покрытие рыхлое, то еще и короче затормозите, чем с АБС!

И самое главное: у любого нормального человека обычная реакция на опасность – тормоз в пол. И не надо с ней бороться, используйте ее себе на благо. Дали по тормозу, как с АБС, и ждите, пока машина остановится.

Про импульсное торможение ничего писать не буду, от лукавого все это. Если вы гонщик или водитель ФСО, то и без меня знаете, как им пользоваться. А если вы обычный водитель, то оно вам и не надо – все равно не получится. Не верите? Тогда представьте, что вам переходит дорогу девушка с коляской. Сможете ослабить нажатие на педаль тормоза, летя прямо на нее?

Торможение на механике. Итоги

Итак, друзья, перечислю ключевые моменты торможения на авто с механической коробкой передач.

  • Торможение должно быть не накатом, а на включенной передаче.
  • Торможение в идеале должно быть не на постоянной передаче, а с понижением передач по мере снижения оборотов двигателя.
  • Нижняя разумная граница оборотов, при достижении которых следует переключиться вниз, 2500 об/мин на атмосферном бензиновом моторе.
  • Понижение передач идеально с перегазовкой для сглаживания рывка автомобиля и, как следствие, повышения уровня безопасности движения, комфорта пассажиров и продления срока службы коробки передач и сцепления автомобиля
  • В зависимости от ситуации торможение может быть только двигателем или комбинированным, но не должно быть торможения накатом.
  • Педаль сцепления нужно выжимать в конечной фазе торможения, когда стрелка тахометра приблизится к 1000 об/мин.
  • Экстренное торможение – тормоз в пол! Как с АБС, так и без АБС.
  • Тормозить экстренно лучше с выжатой педалью сцепления, чтобы не заглохнуть, поскольку в критической ситуации вам будет точно не до тахометра :)

На этом тему переключения передач и торможения на механике считаю закрытой :)  В будущих статьях я напишу подробнее об экстренном торможении, о плавном служебном торможении на современных машинах с «автоматом» и АБС.

Источник: https://kaminsky.su/blog/kak-pravilno-tormozit-na-mehanike-chast-2

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АвтоРем
Что такое вылет диска и на что он влияет

Закрыть