Какое число определяет детонационную стойкость бензина

Октановое число, состав бензина

Какое число определяет детонационную стойкость бензина
Октановое число бензина

Октановое число и цетановое число. Из-за принципиально разного устройства двигателей Даймлера и Дизеля к бензину и дизельному топливу предъявляются прямо противоположные требования.

В двигателе внутреннего сгорания с принудительным поджигом смесь бензина и воздуха в цилиндре при сжатии не должна самовоспламеняться. Если же это случится, возникает детонация.

Впервые устойчивость бензинов к детонации была исследована в 1921 г. американским инженером Г. Рикардо. Он предложил первую шкалу детонационной стойкости бензинов. В начале 30-х г. из-за высокой стойкости к детонации за стандарт был выбран изооктан (2,2,4-триметилпентан).

Это соединение смешивали в самых разных соотношениях с гептаном нормального строения (он весьма склонен к детонации), и у каждого образца определяли детонационную стойкость.

Октановое число данного сорта бензина численно равно содержанию (в объёмных процентах) изооктана в его смеси с гептаном, при котором эта смесь эквивалентна по детонационной стойкости исследуемому топливу в стандартных условиях испытания. Октановое число может превышать 100 (если бензин ещё более стоек к детонации, чем чистый изооктан).

*Детонация — это взрывное воспламенение топлива, которое проявляет себя в виде характерного звука и приводит к быстрому износу двигателя. При детонации фронт пламени распространяется со скоростью 2—2,5 км/с, тогда как при нормальном сгорании топлива в цилиндре скорость составляет лишь 15—60 м/с.

Если для бензина важно, чтобы он не воспламенялся в смеси с воздухом даже при высокой степени сжатия, то для дизельного топлива, напротив, необходимо, чтобы оно самопроизвольно воспламенялось в цилиндре.

Для характеристики способности разных сортов дизельного топлива к воспламенению принято использовать цетановое число.

Его определяют, сравнивая способность к воспламенению данного топлива и смеси углеводорода цетана (гексадекана C16H34 t кип=287 °C) с метилнафталином (жидкость с t кип=245 °С).

Октановое число различных бензинов

  • Бензин прямой гонки 40—70
  • Бензин термического крекинга 70—75
  • Бензин каталитического крекинга 80—90
  • Бензин риформинга 80—90

Цетановое число соответствует процентному содержанию цетана в смеси: чем оно выше, тем легче топливо самовоспламеняется при сжатии. Чем больше в топливе неразветвлённых насыщенных углеводородов и чем меньше разветвлённых и ароматических, тем выше способность к самовоспламенению и детонации.

Бензобаки автомобилей заправляют смесью бензиновых фракций, выделенных в различных процессах переработки нефти. Базовые компоненты бензина, помимо бензина прямой перегонки, — это фракции, полученные в результате процессов каталитического и термического крекинга и риформинга. Октановые числа этих фракций, как правило, не превышают 90.

Поэтому в состав автомобильного бензина включают также высокооктановые компоненты, которые получают в ходе специальных промышленных реакций.

Удлинение углеводородной цепи позволяет увеличить октановое число до 105. Смешение всех этих компонентов позволяет получить бензин с необходимым октановым числом.

Состав бензина

Бензин. Состав бензина

Проблему увеличения октанового числа бензинов можно решить с помощью специальных добавок (их называют антидетонационными присадками). Так, добавление 0,82 г тетраэтилсвинца Pb(С2Н5)4 к 1 кг изооктана увеличивает октановое число бензина до 110.

Огромный недостаток данной присадки (этиловой жидкости) заключается в том, что при её сгорании образуются высокотоксичные соединения свинца, большая часть которых с выхлопными газами выбрасывается в атмосферу.

Из-за этого во многих странах запрещено применять тетраэтилсвинец.

Сейчас основными добавками, увеличивающими октановое число бензинов, служат кислородсодержащие соединения — этиловый спирт, трет-бутиловый спирт (СН3)3СОН, метил-трет- бутиловый эфир (СН3)3СОСН3, метил-трет-амиловый эфир С2Н5С(СН3)2ОСН3. Октановые числа этих соединений высоки (например, у (СН3)3СОСН3 оно равно 120), а токсичность их, а также продуктов их сгорания (вода и углекислый газ) низка.

Качественный бензин

Качественный бензин

Качественный бензин

Помимо октанового числа бензина, которое должно соответствовать классу двигателя, к топливу предъявляется ещё несколько важных требований. Прежде всего это его фракционный состав — содержание в бензине отдельных фракций с различными температурами кипения. От фракционного состава зависят условия пуска двигателя, длительность прогрева, полнота сгорания топлива.

При промышленном выпуске бензинов в них растворяют газообразные линейные и разветвлённые бутаны, которые не только обладают высокими октановыми числами, но и характеризуются высоким давлением насыщенных паров.
Ещё одно требование — химическая стабильность.

Для увеличения стабильности в бензин при хранении добавляют специальные соединения — антиоксиданты. Их действие основано на замедлении процессов окисления за счёт превращения активных радикалов в малоактивные.

При отрыве активным радикалом атома водорода от ОН-группы образуется неактивный радикал, прерывающий цепную реакцию окисления.

Сравните дорогие духи с их сложным неповторимым ароматом и характерно пахнущую маслянистую желтоватую жидкость, заливаемую в баки автомобилей на бензоколонках. На первый взгляд может показаться, что парфюмерный шедевр — это кропотливая филигранная работа, а бензин — всего лишь продукт крупнотоннажного химического производства.

На самом же деле по сложности композиция обыкновенного бензина может потягаться с хорошими духами, а требования, предъявляемые современным обществом к качеству, экономичности, экологической чистоте бензина, стимулируют работу сотен химических лабораторий по всему миру.

Настоящие исполины мировой нефтехимической промышленности — «Бритиш Петролеум», «Шелл», «Шеврон» — ежегодно тратят миллионы долларов на разработку более совершенных, безопасных для природы антидетонационных присадок, на поиск новых уникальных композиций топлива.

А поскольку не за горами тот день, когда нефтяные запасы Земли истощатся, перед химиками стоит фантастическая по своей сложности задача — как с умом истратить то, что есть, а потом найти, чем это можно заменить.

*Этиловая жидкость — раствор тетраэтилсвинца в этилбромиде С2Н5Вr. При её сгорании свинец переходит в летучий бромид PbВr2 (t пл=370 °С, t кип=893 °С).

Совет: Определить, есть ли в бензине тетраэтилсвинец, можно с помощью качественной реакции, носящей имя Кимштедта. Несколько капель бензина наносят на фильтровальную бумагу и высушивают. При обработке сероводородом или сульфидом аммония образуется сульфид свинца, и на фильтровальной бумаге появляется интенсивная тёмная окраска.

Источник: https://www.kristallikov.net/page21.html

Взлетный режим

Какое число определяет детонационную стойкость бензина

Малая авиация в России медленно, но возрождается. Эксперты прогнозируют, что прирост авиапарка поршневых самолетов и вертолетов в среднесрочной перспективе составит 2–4 % в год.

Однако авиабензин в стране не производится — все официальные поставки идут из-за границы.

В «Газпром нефти» решили исправить ситуацию, и совместно с учеными Всероссийского научно-исследовательского института по переработке нефти (ВНИИ НП) специалисты компании занялись разработкой экологичного и недорогого авиабензина

В крутом пике

Авиабензин в России не производят уже пять лет — с 2011 года. Что, в общем-то, соответствует ситуации на отечественном рынке малой авиации. Его основу по-прежнему составляет легендарный кукурузник Ан-2, совершивший свой первый полет 31 августа 1947 года. Впрочем, двигатель АШ-62ИР, которым оборудован самолет, еще заслуженнее.

Это близкий родственник американского Wright R-1820 Cyclone разработки 1929 года, лицензию на производство которого Страна Советов приобрела в 1933-м.

Были у отечественного поршневого авиамоторостроения и золотые времена — моторы, которые ставились на боевые машины времен Второй мировой, по своим характеристикам не имели аналогов в мире (хотя прообразами многих из них также выступали иностранные силовые агрегаты).

Однако с 1951 года новые относительно мощные авиационные поршневые двигатели в стране не создавались. Приоритетной стала газотурбинная программа. Так что первые ГОСТированные марки авиабензинов разрабатывались во второй половине 1940‑х именно под АШ-62ИР.

Ситуация в отечественной малой авиации не менялась на протяжении практически полувека. Ан-2 оставался ее стабильной основой, и заменить его более современной техникой так и не удалось. Разработанный в свое время в ОКБ Антонова Ан-14 ограничился серией всего в 350 машин. Поршневой вертолет в стране выпускался тоже всего один — Ка-26 (выпущено около 800 машин).

А экономический провал 1990‑х серьезно ударил по всем сферам деятельности, где была задействована малая авиация, что, естественно, моментально отразилось на рынке авиационного бензина. Согласно исследованиям, проведенным научно-методическим центром «Аэропрогресс», если в 1978 году в СССР в год потреблялось порядка 1,2 млн тонн топлива этого типа (практически столько же, сколько и в США), то в 1990 году объем потребления сократился вдвое — до 600 тыс.

тонн, а к окончанию первого десятилетия XXI века упал до «смешных» 10–12 тыс. тонн в год. Эту динамику легко сопоставить с изменениями, произошедшими в российском парке самолетов с поршневыми двигателями, опираясь на все те же базовые для малой авиации Ан-2: в советские времена их эксплуатировалось более 10 тыс., а сейчас около 500. Всего же в России сегодня зарегистрировано менее 2 тыс.

действующих воздушных судов, потребляющих авиационный бензин, из которых почти 40% приходится как раз на Ан-2, чуть более 25% — на американские вертолеты Robinson R-44, около 20% — на американские же самолеты Cessna 172 / 182.

Понятно, что производство авиационных бензинов с сокращением авиапарка становилось все менее выгодным. Свою лепту в развал отрасли внес и Федеральный закон № 34-ФЗ «О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации».

После этого запрета резко сократилось и производство этиловой жидкости — важного компонента не только этилированного, но и авиационного бензина.

В результате производство авиационного бензина на территории РФ умерло само собой, чем немедленно воспользовались импортные производители, занимающие сегодня 100% рынка.

Полезный яд

Тетраэтилсвинец, входящий в состав этиловой жидкости, — сильнодействующий яд. Однако это и эффективная антидетонационная присадка, повышающая и октановое число, и сортность*. Достаточно добавить в бензин менее 0,1 процента этого вещества, как качество топлива намного улучшается. 2,5–3,5 г тетраэтилсвинца на 1 кг бензина повышают октановое число на 10–16 пунктов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой расход топлива на мтз 80

Это важно, учитывая, что двигатель самолета работает в гораздо более напряженном режиме, чем автомобильный, ему необходим больший запас динамических характеристик, надежности.

Поэтому автопром достаточно спокойно отказался от этилированного бензина, а в авиации этого не произошло до сих пор, причем этилированный авиабензин используется и в странах, для которых вопросы охраны окружающей среды стали настоящей жизненной философией.

Прогноз емкости рынка авиационного бензина (включая используемый на цели авиации автомобильный бензин) до 2030 года

В принципе, самолеты способны летать на автомобильном бензине, однако для их относительно надежной эксплуатации в этом случае требуется серьезная доработка мотора и более частое обслуживание, причем при значительном сокращении ресурса двигателя.

К тому же где гарантия, что бензин, приобретенный на АЗС или нефтебазе, действительно качественный и соответствует всем заявленным характеристикам? Использование некондиционного топлива в автомобиле грозит максимум дорогостоящим ремонтом, в авиации же это становится вопросом жизни и смерти.

Не случайно производители авиационной техники в требованиях по эксплуатации и сертификационных документах на самолеты и вертолеты жестко прописывают применение исключительно специального топлива.

Российские стандарты на авиабензин, как и зарубежные спецификации также прописаны именно для этилированного бензина. Конечно, неэтилированный авиационный бензин существует. Однако пока это лишь смеси для не самых требовательных двигателей — с октановым числом 92–95.

Аналог же 100-го этилированного авиабензина 100LL (одна из самых востребованных марок в мире), полностью укладывающийся во все требования стандартов и спецификаций, создать до сих пор не удалось никому. Сейчас к решению этой задачи вместе со специалистами ВНИИ НП подключилась и «Газпром нефть».

Предпосылки же для того, чтобы заняться возрождением производства авиационного бензина в России, по мнению отраслевых экспертов, вполне очевидны.

На взлете

Одним из импульсов для возрождения малой авиации в России должна стать реализация госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы», заявленная цель которой — «создание высококонкурентной авиационной промышленности и закрепление ее позиции на мировом рынке в качестве третьего производителя по объемам выпуска авиационной техники».

В том числе и авиатехники с поршневыми двигателями. Бюджет программы более чем солиден — 991,6 млрд рублей, из которых большая часть — 714,2 млрд рублей (72%) — приходится на госфинансирование.

 10,4 млрд рублей из этой суммы, заложенные на развитие малой авиации, планируется использовать для модернизации, разработки и производства самолетов и стимулирования спроса на воздушные суда.

Источник: https://www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/archive/2016-september/1114698/

Основные параметры бензинов

Какое число определяет детонационную стойкость бензина

Бензином регулярно пользуется практически каждый автовладелец. Нефтеперерабатывающие компании и АЗС по всей стране предлагают большое разнообразие горючего. Оно различается составом, наличием присадок, физическими и химическими свойствами, маркировкой. 

Несложно заметить, что использование бензина разных марок обычно сразу же сказывается на работе двигателя и общих ходовых характеристиках авто. Но от правильного выбора топлива зависит не только скорость, но также надежность, безопасность и долговечность топливной и иных систем. 

Какие параметры следует учитывать и на что обратить внимание владельцам автомобилей с бензиновыми двигателями?

Виды и типы бензинов

На отечественных заправках представлен бензин разного типа. Топливо различается составом, чистотой и некоторыми другими параметрами. Все они обычно маркируются с учетом их основного показателя – октанового числа. 

Требованиями ГОСТ, ТУ и других нормативных документов в РФ предусмотрены следующие марки бензинов: А-72, А-76, А-80, АИ-91, А-92, АИ-93, АИ-95, А-96, АИ-98. Потребление низкооктанового топлива в последнее время существенно снижается, высокооктанового, наоборот, растет. Бензин А-72 сегодня практически не используется, так как просто нет техники, которая бы на нем работала.

Более современная классификация бензинов насчитывает шесть основных видов этого топлива с различным октановым показателем:

  • Нормаль – АИ-80.
  • Регуляр – АИ-92.
  • Премиум – АИ-95.
  • Супер – АИ-95+.
  • Экстра – АИ-98.
  • ЭКТО – АИ-100.

Раньше в некоторые марки бензина для увеличения октанового числа добавлялись этиловые соединения, что позволяло повысить физико-химические свойства топлива с минимальным ростом его стоимости. Сегодня официально производство этилированного топлива прекращено.

Также современная маркировка предполагает указание не только отечественных, но и европейских стандартов: Евро-4, Евро-5 и т.д. Поэтому полное наименование бензина обычно выглядит следующим образом «АИ-98-5». Это означает, что бензин автомобильный (А), его октановое число определено по исследовательскому методу (И) и составляет 98, а по экологическим стандартам топливо соответствует техническим регламентам «Евро-5».

Октановое число бензина

Если говорить про основные параметры топлива, то его октановый показатель – едва ли не самая важная характеристика. При работе двигателя внутреннего сгорания топливная смесь сжимается под высоким давлением и потом воспламеняется. Происходит ее расширение.

Для безопасности, надежности работы, сохранности двигателя и его отдельных элементов – важно, чтобы сгорание бензина происходило в нормальном режиме – без детонации. Октановое число как раз определяет детонационную стойкость топлива, что особенно важно в бензиновых двигателях с высокой степенью сжатия.

Чем более качественный бензин, тем выше его октановое число. Кроме того, этот параметр сказывается и на расходе топлива при движении. 

Высокооктановые бензины расходуются медленнее, что заметно нивелирует разницу в цене разного топлива.

Определяется октановое число бензина соотношением содержания изомеров октана в сравнении с количеством гептана в топливе. То есть в топливе АИ-92 содержание изооктана в смеси с гептаном составляет 92%.

Следует отметить, что октановое число не определяет именно содержание, а вычисляется путем сравнения антидетонационных качеств конкретного бензина с эталонной смесью. Поэтому у некоторых специализированных видов топлива октановое число может быть больше 100.

Это означает, что по устойчивости к детонации данный бензин превосходит чистый изооктан.

На показатели октанового числа влияет фракционный состав топлива (более подробно о котором мы расскажем далее). Чем больше в бензине легких фракций, тем он качественнее и безопаснее в плане детонационной составляющей. 

Также изменить октановое число топлива можно путем добавления в него различных присадок. Раньше широко использовались соединения на основе свинца и этила (например, тетраэтилсвинец). Их введение в состав бензина позволяет легко превратить АИ-92 в АИ-95. Но с 2003 года из-за высокого вреда, наносимого атмосфере и окружающей среде, от использования соединений свинца в составе бензина отказались.

Также повысить октановый показатель можно добавлением этилового спирта. Но такой метод экономически невыгоден, поэтому в промышленных масштабах не применяется. Еще один способ повышения октанового показателя – добавление в бензин ацетона. Часто в качестве присадок используются соединения пропана и метана, у которых более высокая детонационная устойчивость, чем у изооктана.

Химическая стабильность бензина

Еще один важный показатель в бензине, особенно актуальный для топлива с присадками, – его химическая стабильность. С одной стороны, добавление присадок – например, метана и пропана в бензин позволяет повысить его октановое число. Но эти элементы достаточно легкие и летучие, а потому испаряются с большей скоростью и при более низких температурах, чем основная фракция топлива. 

Нормативными требованиями установлено, что бензин должен сохранять свои физико-химические свойства в течение пяти лет – при условии соблюдения норм и правил хранения. Поэтому, если производитель вводит в топливо присадки с целью повышения его детонационной устойчивости, то должен использовать устойчивые химические соединения. В противном случае бензин довольно быстро потеряет свои качества.

На недобросовестность производителя или продавца указывает сильный специфический запах газа, который нередко присутствует на АЗС. Это значит, что метан и/или пропан, добавленные в бензин, активно испаряются, а само топливо заведомо не соответствует маркировке.   

Другие показатели топлива

Одним из важных показателей ГСМ является его фракционный состав. Бензин состоит из различных нефтепродуктов – легких и тяжелых углеводородов, входящих в состав топлива в разном количестве. Именно фракционным составом в первую очередь определяются основные физико-химические параметры и эксплуатационные свойства бензина, такие как летучесть, вязкость, температура замерзания.

Чем больше легких фракций в топливе, тем лучше оно испаряется и тем ниже температура его замерзания. Поэтому в условиях сверхнизких температур и сурового северного климата обычно используются специализированные бензины пониженной вязкости и с низкой температурой застывания. Стоит такой бензин дороже обычного, но в некоторых случаях его использование – неизбежная необходимость.

Еще один важный фактор, определяющий экологическую безопасность бензина, – содержание различных примесей. В основном оценивается количество соединений серы и ароматических углеводородов в бензинах. Эти вещества при сгорании образуют ядовитые соединения, которые наносят вред не только окружающей среде, но и топливной и выхлопной системе автомобиля, а также жизни и здоровью людей.

опасных примесей в бензине регламентируется соответствующими нормативными документами. Оптимальным выбором сейчас является бензин с маркировкой Евро-5, который наряду с более высококачественным топливом Евро-6 сегодня применяется в большинстве европейских стран. В России же на бензин приняты и действуют экологические стандарты Евро-4 и Евро-5.

Среди основных параметров следует отметить и испаряемость, которая также зависит от фракционного состава бензина. Этот показатель важен для климатических условий, в которых эксплуатируется автомобиль с бензиновым двигателем. Так для холодной полосы важно, чтобы показатель испаряемости был высоким. В противном случае будут неизбежно возникать проблемы с запуском двигателя. В жарком климате, наоборот, высокая испаряемость – это угроза взрывоопасности.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько нужно для замены тормозной жидкости

Параллельно испаряемости существует еще один значимый показатель – давление насыщенных паров. Оно дает дополнительное представление о фракционном составе и испаряемости топлива. Чем выше это значение, тем больше вероятность образования газовых пробок в бензиновых двигателях, что также представляет опасность из-за вероятности воспламенения и взрыва.

Как выбирать бензин

Правильно подобранное топливо – залог долгой и эффективной службы авто. При выборе мы советуем прислушиваться к рекомендации производителя конкретного автомобиля (и, соответственно, бензинового двигателя). Если в руководстве указано топливо с октановым показателем 95, то лучше использовать именно АИ-95, а не 92-й или 98-й бензины. В таком случае вы сможете быть уверены в надежности и стабильности работы авто.

Еще один важный момент, на который стоит обращать внимание, экологические параметры бензинов.

Стандарты Евро – 4, 5 или 6 – гарантия того, что вы сможете не только беспрепятственно выезжать на авто за границу, но и залог долгой службы двигателя, топливной и выхлопной систем автомобиля.
К сожалению, оценить, насколько качественный бензин в конкретной АЗС сложно.

Как уже упоминалось выше, ключевым фактором, что свидетельствует о невысоком качестве топлива, является наличие сильного запаха газа на заправке. Таким бензином авто лучше не заправлять.

Для проверки качества можно приобрести бензин, налив его в прозрачную емкость. Топливо должно быть прозрачным с легким бледно-желтым оттенком без осадков и примесей. Если добавить в бензин марганцовку, то качественное топливо не окрасится в розовый цвет. Появление же оттенка говорит о том, что в бензин добавлена вода.

Источник: https://petrolcards.ru/articles/parametry-benzinov/

Октановое число

На сегодняшний день бензин является основным видом топлива современных автомобилей. Вследствие большого разнообразия двигателей внутреннего сгорания, различных режимов их работы, а также климатических условий эксплуатации транспортных средств, существует несколько марок автомобильных бензинов, каждая из которых имеет свои различия, а основным из них принято считать октановое число. В этой статье мы познакомим вас с основными характеристиками бензинов марок АИ.

Фракционный состав

Базовой эксплуатационной характеристикой и одновременно основным ценообразующим параметром автомобильного бензина является его детонационная стойкость, выраженная октановым числом. Именно октановое число автомобильного бензина и соответствующая цена за один литр, в первую очередь интересует водителя при въезде на АЗС. Кроме этого параметра эксплуатационные свойства автомобильного бензина характеризуются:

  • фракционным составом;
  • давлением насыщенных паров;
  • плотностью;
  • содержанием серы;
  • водорастворимых кислот и щелочей;
  • фактических смол;
  • соединений свинца, железа и марганца.

На нефтеперерабатывающем заводе поступающую нефть разделяют на фракции по температурам кипения. Например, фракция с температурой кипения от 40 — 50 оС до 140 —                   150 оС, называется бензиновой фракцией или прямогонным бензином.

Однако, непосредственно бензиновую фракцию нельзя использовать в виде топлива для автомашин, поскольку невозможно достичь одновременно всех параметров, установленных стандартом. Современные автомобильные бензины представляют собой смесь компонентов, получаемых в результате сложных технологических процессов переработки нефти.

В зависимости от марки, автомобильные бензины готовят на основе бензинов прямой перегонки, каталитического крекинга и каталитического риформинга, гидрокрекинга вакуумного газойля, продуктов алкилирования. Но не станем вдаваться в подробности производства.

Химический состав бензина

Бензин —    наиболее распространенный вид моторного топлива, это углеводородная среда, являющаяся дистиллятом прямой перегонки нефти. Фракционный состав характеризуется температурами, при которых происходит начало кипения и отгона. Эти данные определяют техническую составляющую двигателя в момент запуска, способность форсирования после тщательного прогрева и полноту сжигания топлива в камерах.

Главный показатель качества бензина —  его детонационная стойкость, которая определяет возможности в отношении сгорания, при этом не проходящий с процессами детонации. Грубо говоря «гори, но не взрывайся».

Количественным показателем детонационной стойкости является октановое число. От детонационной стойкости зависят: степень и качество сжатия в цилиндрах смеси из топлива и воздушной среды, мощность автомобильного двигателя и среднестатистический расход бензина.

Процесс детонации связан прямым образом с накопленными активными частицами в общем объеме горения, это касается преимущественно перекисей. Антидетонационные свойства бензинов зависят от их химического состава. Наибольшей склонностью к детонации при сгорании топлива в двигателях с искровым зажиганием обладают алканы нормального строения, а наименьшей — изоалканы и ароматические углеводороды.

В современных автомобилях, оснащенных электрической системой подачи и распыления бензина с компьютерным блоком управления, октановое число становится одним из задающих параметров для штатной работы блока. При несоответствии октанового числа стандартному, двигатель не может работать в оптимальном режиме, нарушается управление впрыском топлива вплоть до аварийной потери мощности.

Основными показателями качества являются:

  • детонационная стойкость, состоящая их характеристик октанового числа бензинов, масла и цетанового числа дизельных топлив;
  • плотность;
  • удельное содержание серы, свинца и других канцерогенных веществ.

Октановое число и детонационная стойкость топлив определяет их эффективное сгорание, напрямую связанное с эксплуатационными и экологическими характеристиками транспортных средств. Сера, преимущественно в форме разнообразных соединений, входит в состав всех нефтепродуктов, ухудшает их качество, загрязняет технологическое оборудование. Увеличение содержания серы в топливе от 0.033% до 0.15% (масс.

) снижает мощность двигателя на 10.5%, увеличивает расход топлива на 12%. Кроме того, сернистые соединения вызывают коррозию деталей двигателя и технологического оборудования, приводит к увеличению стоимости обслуживания.

При сгорании топлив, содержащих сернистые соединения, образуется диоксид серы, крайне неблагоприятно влияющий на экологическую обстановку, поэтому в технические требования на нефтепродукты введены показатели, нормирующие общее содержание серы.

В ближайших выпусках мы обязательно расскажем о методах повышения октанового числа.

В статье использовано изображение с сайта http://frs-vrn.ru

Источник: http://spokoino.ru/articles/driving/oktanovoe_chislo/

Амистад: продажа топлива оптом

Одним из параметров классификации дизельного топлива является цетановое число, которое показывает степень его воспламеняемости. Качественный показатель для бензинов – октановое число – определяет стойкость бензина к детонации. Поэтому можно говорить, что цетановое и октановое число в дизельном топливе и бензине обратны друг другу.

Цетановое число (ЦЧ)

В дизельных двигателях топливо зажигается не от искры, как в бензиновых, а самостоятельно воспламеняется в результате высокого давления. Цетановое число характеризует воспламеняемость и качество сгорания дизельного топлива в двигателе. Топливная смесь с более высоким ЦЧ имеет меньший период задержки, сгорает спокойнее и полнее, чем с низким. Кроме того, такое ДТ легче и производит меньше дыма.

Оптимальное цетановое число дизельного топлива для стандартных моторов составляет от 40 до 55 по ГОСТу. Если ЦЧ выше 55, топливо не успевает полностью сгорать в цилиндрах. Цетановое число зимнего топлива выше, чем летнего, из-за необходимости работать при низких температурах. Также эти два вида топлива отличаются химическим составом.

Определение цетанового числа происходит путем расчета объемной доли цетана в специальной топливной смеси, у которой такой же период задержки воспламеняемости, как у тестируемого образца. Для этого цетан (по-другому гексадекан) смешивают с альфаметилнафталином и высчитывают объем цетана, принимая его индекс за 100.

Повышение цетанового числа

Размер цетанового числа зависит от наличия в составе дизеля парафинов, олефинов, нафтенов, ароматических углеводородов. Производство топлива с высоким ЦЧ не всегда возможно и требует больше затрат. Поэтому для повышения цетанового числа используют специальные присадки.

Присадка для увеличения цетанового числа улучшает воспламеняемость топлива, увеличивает полноту сгорания, облегчает запуск мотора и снижает количество выбросов в атмосферу. В основе присадок лежат алкилнитриты, которые в будущем могут быть вытеснены алкилпероксидами.

Октановое число (ОЧ)

Октановое число бензина показывает его устойчивость к детонации – воспламенению при сжатии в цилиндрах. Требования к детонационной стойкости топлива зависят от параметров двигателя, поэтому октановое число – показатель не столько качества бензина, сколько его соответствия характеристикам мотора.

Методы определения ОЧ

Определение октанового числа сходно с определением цетанового. Но здесь в качестве эталона используют смесь изооктана (у которого ОЧ -100) с н-гептаном (ОЧ-0) с такими же характеристиками, как у опытного образца бензина. А затем определяется объем изооктана, который и соответствует искомому октановому числу.

Эту процедуру называют исследовательским методом измерения октанового числа, отсюда буква И в маркировке АИ. Также может применяться моторный метод, при котором испытания проводятся в условиях реальной езды.

Для каждой величины октанового числа устанавливается своя степень сжатия для обоих методов измерения, эти стандартные параметры приведены в таблице октановых чисел.

Как повысить октановое число

Топливо с низким октановым числом воспламеняется раньше, чем с высоким, и при несоответствии требованиям двигателя может привести к детонации, то есть взрыву. Для повышения ОЧ часто используют антидетонационные присадки, наиболее безопасной из которых является метил-трет-бутиловый эфир. Это нетоксичное вещество имеет октановое число выше 100, обеспечивает полное сгорание топлива и снижает выбросы углекислого газа.

Сегодня появились специальные приборы для проверки октанового числа, которые позволяют за короткое время проверить бензин прямо на АЗС.

Источник: https://oilselling.ru/2017/11/19/cetanovoe-i-oktanovoe-chislo/

Детонационная стойкость бензина

Важным качеством бензинов всех марок является их способность противостоять самовоспламенению при сильном сжатии, или детонационная стойкость. Оптимальное значение этого параметра обеспечивает нормальное сгорание нефтепродуктов в любом режиме эксплуатации двигателя.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько тосола нужно в жигули

Как происходит детонация и почему это плохо

Бензин – это смесь углеводородов, горение которых протекает по радикально-цепному механизму. Когда топливо сжимается в рабочей камере, возрастают показатели давления и температуры. Такие условия запускают процесс окисления нефтепродуктов, который интенсифицируется при воспламенении смеси.

Если отпущен бензин по картам с недостаточной стойкостью к окислению, то происходит накопление перекисных соединений, а затем взрывной распад. То есть топливо внутри камеры самовоспламеняется и взрывается (детонационное сгорание).

Губительным следствием детонации становится местный перегрев и даже разрушение узлов двигателя.

Как определяется и в чем выражается детонационная стойкость

Основной характеристикой бензинов является октановое число. Оно показывает долю изооктана и н-гептанона в топливной смеси. Характеристика выражается в процентах. Чем выше значение, тем выше и устойчивость к детонации.

Октановое число определяют в лабораторных условиях на специальных установках. Методы испытаний определяет ГОСТ 511-82 и ГОСТ 8226-82. Значения по двум стандартам получаются разные. В одном случае показатель детонационной стойкости будет характерным для эксплуатации двигателя в форсированном тепловом режиме, а в другом случае – в напряженном. Разница между значениями называется чувствительностью бензина и может составлять от 1 до 12 единиц.

Закупая топливо по безналу, обращают внимание на фракционный состав. Наибольшая детонационная стойкость характерна для ароматических углеводородов, наименьшая – для парафинов нормального строения. Чтобы сохранить оптимальный состав бензина и повысить его детонационную стойкость добавляют специальные присадки – антидетонаторы. Они тормозят цепную реакцию, нормализуют процесс сгорания.

На сайте компании «РусПетрол» вы можете заказать высокооктановые марки топлива с доставкой. Собственные бензовозы позволяют нам оперативно исполнять заказы и предлагать разумные тарифы. По любым интересующим вопросам вы можете проконсультироваться со специалистами компании по телефону.

Источник: https://www.ruspetrol.ru/materiali/detonacionnaja-stojkost-benzina.html

Чем отличается АИ-92 от АИ-95, и лучше ли заливать АИ-98?

Если маркировка бензина на заправке не говорит вам ничего, кроме его «номера», или если вы считаете, что «чем больше цифра, тем лучше бензин», пришла пора избавиться от этих заблуждений. Сегодня мы выясним, что означает число в маркировке бензина, разберемся с его качеством, а также узнаем, лучше ли станет машине, если вы будете заливать более дорогое топливо.

Что означают числа 92, 95 и 98?

Перед тем как перейти к «номерам» марок бензина, в двух словах разберемся с тем, зачем вообще существуют разные его сорта, и определим пару ключевых понятий.

Базовый принцип работы мотора прост: в цилиндр подается бензин и воздух, поршень движется вверх, примерно в момент его достижения верхней точки свеча зажигания поджигает топливную смесь, и сгорающее топливо толкает поршень вниз. В этом процессе важно, чтобы топливо начинало гореть вовремя — тогда, когда его поджигает свеча зажигания.

Если же топливо вспыхивает самопроизвольно раньше времени, когда поршень еще идет вверх, это вредит мотору, разрушая его. Поэтому одна из характеристик любого бензина — это детонационная стойкость, то есть его свойство противостоять самопроизвольному воспламенению.

И эта детонационная стойкость зависит от октанового числа бензина, которое указано в его маркировке: например, АИ-95 имеет октановое число 95.

Чем больше число — тем лучше бензин?

Нет, разное октановое число не значит, что 95 бензин лучше 92: они просто разные и созданы для разных моторов. Одни имеют более низкую степень сжатия, и риск возникновения детонации в них ниже. Поэтому для них подходит более низкооктановый сорт — АИ-92.

В других моторах степень сжатия выше, или топливная смесь может быть больше обогащена кислородом благодаря турбине, которая попутно повышает итоговую компрессию в цилиндре, и в результате риск возникновения детонации тоже растет, поэтому таким двигателям требуется более высокооктановое топливо, чтобы ее избежать.

Так что думать, что «95 бензин лучше 92» так же логично, как считать, что «абсент лучше водки, потому что в нем 70 градусов против 40». Качество бензина его октановым числом не определяется: содержание серы, марганца, смол и других примесей устанавливается не маркой бензина, а техническим регламентом. Так что не стоит полагать, что «95 бензин чище и качественнее 92»: качество обоих соответствует современным требованиям к топливу и соответствует актуальным нормам Евро.

Более высокооктановый бензин полезнее для машины

Еще одно заблуждение, связанное с бензином — мнение о том, что чем выше октановое число, тем полезнее бензин для машины. В нем есть толика правды, но в целом привычка некоторых владельцев старых машин «побаловать их после зарплаты», залив АИ-98, лишена смысла.

Конечно на деле процессы, происходящие в двигателе, сложнее, чем просто «топливо впрыскивается, сгорает и выбрасывается», но если не углубляться в нюансы, можно выделить несколько ключевых фактов. Во-первых, теплота сгорания на единицу объема растет с повышением октанового числа: АИ-98 при сгорании выделит больше тепла, чем АИ-92.

Во-вторых, он горит несколько дольше, и для его сгорания нужно больше воздуха. Таким образом, при определенных условиях (когда смесь в цилиндре обеднена, имея недостаточное количество кислорода) он вызывает повышение температуры в цилиндре и перегрев прилегающих деталей — в частности, клапанов.

Проще говоря, если вы заливаете в машину с простеньким атмосферным мотором с низкой степенью сжатия 98 бензин и ездите в обычном спокойном ритме, вы делаете мотору только хуже — его применение оправдано исключительно при желании «погонять», когда на высоких оборотах в цилиндры поступает достаточно кислорода, и высокооктановый бензин действительно приносит пользу, выделяя больше энергии при сгорании.

А вот для современных моторов с высокой степенью сжатия или оснащенных турбиной логика «чем выше октановое число — тем лучше» вполне оправдана: и степень сжатия, и количество подаваемого в цилиндры воздуха в них достаточны для оптимального сгорания высокооктанового бензина, и повышение детонационной стойкости идет только на пользу. При этом понижение октанового числа наоборот, негативно отражается на работе мотора и его ресурсе: повышается вероятность детонации, которая постепенно разрушает двигатель.

Кратко выводы можно сформулировать так: машин с атмосферными моторами с низкой степенью сжатия применение 98 бензина оправдано только при очень активной езде, а в остальных случаях может даже навредить, а двигателям с высокой степенью сжатия или турбиной вреден бензин с октановым числом ниже того, что рекомендовано производителем. То есть к примеру, вазовской «семерке», чей мотор имеет степень сжатия 8,5, высокооктановый бензин особой пользы не принесет, а вот лить в 1,2 TSI с турбиной и степенью сжатия 10,5 простецкий АИ-92 точно не стоит, в то время как АИ-98 ему вовсе не повредит.

На крышке бензобака написано AKI 91, поэтому я лью АИ-92

Еще одна сложность для неопытных автовладельцев — разные методики определения октанового числа и, соответственно, различающиеся обозначения подходящего для автомобиля бензина. Проблема здесь, как правило, сводится к различию между европейской и американской системами.

Если говорить кратко, то системы маркировки топлива по октановому числу различаются: в Европе оно маркируется по исследовательскому методу, а в США, Канаде, Бразилии и некоторых других странах — по «антидетонационному индексу». Собственно, наша аббревиатура АИ как раз обозначает «автомобильный» бензин по «исследовательскому» методу. А вот AKI означает «anti-knock index», то есть тот самый «антидетонационный индекс», который является средним арифметическим между двумя результатами разных методов определения октанового числа (исследовательского и моторного), и его значение получается ниже, чем у чистого исследовательского метода. То есть, AKI 91 — это вовсе не то же самое, что АИ-92.

Примерное соответствие нашего АИ и зарубежного AKI такое: AKI 87 — это АИ-92, AKI 91 — это АИ-95, а AKI 93 — это уже АИ-98. Так что, покупая подержанную машину, обратите внимание на то, что написано на крышке бензобака и в инструкции по эксплуатации, чтобы не ошибиться в выборе топлива.

«Фирменное» топливо лучше «обычного»?

Ну и, пожалуй, последний вопрос связан с тем, стоит ли переплачивать за «фирменный» бензин на крупных заправках. Здесь стоит понимать, чем обусловлено повышение цены: это тоже не абстрактное «повышение качества», а прежде всего добавление моющих присадок. Присадки эти влияют не на качество работы бензина в двигателе, а на его условную «чистоту для мотора», предотвращая образование отложений в топливной системе. Но учитывая, что бензин и сам по себе довольно чист и является отличным растворителем, эти условные отложения не забьют топливную систему за месяц или год. Так что использование фирменных бензинов с моющими присадками имеет смысл, но совершенно не обязательно и не дает сиюминутного эффекта, обладая профилактическим действием.

Источник: http://ag29.ru/news/garage/chem-otlichaetsya-ai-92-ot-ai-95-i-luchshe-li-zalivat-ai-98/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АвтоРем
Как проверить гранаты на калине

Закрыть