Как узнать неисправность вакуумного усилителя тормозов

Неисправности вакуумного усилителя тормозов, причины, как устранить

Как узнать неисправность вакуумного усилителя тормозов

В конструкцию тормозной системы любого автомобиля обязательно входит усилитель. Наибольшее распространение на транспорте получил усилитель вакуумного типа, который обеспечивает дополнительное усилие за счет разрежения.

Роль вакуумного усилителя в тормозной системе

Вакуумный усилитель тормозов (он же – вакуумник и ВУТ) способен в 3-5 раз повысить усилие, которое прилагает водитель ногой на тормозную педаль, что и обеспечивает комфортное управление тормозной системой.

Без этого узла эффективно совершать замедление и остановку авто невозможно по той простой причине, что прижать колодки тормозных механизмов одним только усилием ноги достаточно сложно.

А это уже грозит безопасности движения, поскольку водитель может неправильно оценить обстановку и своевременно принять меры для остановки.

Усилитель же даже в случае экстренного торможения выполняет свою функцию и позволяет остановить авто.

В общем, роль вакуумного усилителя очень важная и от его работоспособности зависит многое. При этом конструктивно он очень прост, что и обеспечивает беспроблемную работу достаточно длительный период.

И все же неисправности с ним бывают. И при их возникновении результат не очень хорош – тормозная система хоть и сохраняет работоспособность, но выжать педаль тормоза проблематично и для замедления приходится прилагать очень большое усилие.

Основные неисправности устройства

Видов поломок вакуумника не так уж и много, а именно:

  • Потеря герметичности трубопровода, по которому поступает разрежение, или мест его соединения;
  • Выход из строя обратного клапана;
  • Разгерметизация рабочих камер усилителя.

Первые две неисправности – основные, третья же встречается очень редко.

Также стоит отметить, что в большинстве авто вакуумник работает от разряжения, создаваемого во впускном коллекторе (их то и соединяет между собой трубопровод).

Но на некоторых моделях усилитель для повышения эффективности работы дополнительно комплектуется вакуумным насосом. Причем этот элемент может быть, как механическим (с приводом от распределительного вала), так и электрическим, со своим электродвигателем.

Но эти насосы являются лишь вспомогательным элементом, который повышает эффективность работы усилителя. При этом основное разрежение все так же берется от впускного коллектора.

В авто, комплектующимися этим узлом, насос – еще один компонент, который может прийти в негодность. При этом усилитель будет продолжать работать, хотя на некоторых режимах движения усилие на педали возрастет.

Признаки возникновения проблем в работе

Неисправности вакуумного усилителя и компонентов, обеспечивающих его работу, обязательно проявляются, причем достаточно явно.

Если ваккумник не функционирует, это будет сопровождаться «тугостью» выжима педали.

При полном отказе этого элемента нажать на тормозную педаль очень сложно (для удостоверения в этом достаточно при неработающем моторе нажать на педаль 4-5 раз, на последнем выжиме сопротивление будет очень большим).

Поскольку разрежение берется от впускного коллектора, потеря герметичности вакуумного усилителя может сопровождаться изменением работы мотора при торможении (хотя этого происходить не должно).

Причем в одних случаях обороты силовой установки при нажатии на педаль тормоза могут падать (вплоть до остановки агрегата), в других же – обороты повышаются.

Здесь все просто – если есть не герметичность в вакуумнике, будет происходить подсос воздуха в коллектор, который влияет на пропорции топливовоздушной смеси, отсюда и изменение режима работы мотора.

Еще одним явным признаком является появление шипения при выжиме педали. Появление такого звука указывает на появление подсоса воздуха.

Что касается вакуумных насосов, то механические могут издавать стуки, причем постоянно (виноват в этом обычно приводной шток), в электрических же повышается шумность работы, также возможен сильный нагрев при работе мотора (здесь обычно неисправность кроется в приводном электродвигателе).

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ:  Как прокачать тормоза с АБС

Проверка усилителя и сопутствующих элементов

Проверить работоспособность усилителя не сложно, и для этого не потребуется какое-либо оборудование.

Один из простейших способов проверки без надобности «лезть» под капот делается так: на заглушенном моторе накачиваем тормозную систему (выжимаем педаль 4-5 раз и фиксируем ногой в нажатом положении).

Затем запускаем двигатель. Сразу после запуска на ваккумную камеру усилителя пойдет разрежение, в результате педаль должна немного пойти вниз. Если это произошло, вакуумник работает исправно, и подсоса воздуха нет.

Если тормоза вроде и работают, но при задействовании их силовая установка меняет режим работы, проверить, не является ли виной этому усилитель можно так: отсоединяем трубопровод от впускного коллектора, а штуцер заглушиваем резиновой заглушкой (можно для этого использовать отрезок подходящей по диаметру трубки, которую необходимо пережать).

Импровизированную заглушку необходимо надежно зафиксировать хомутом.

Затем запускаем двигатель, даем ему немного поработать, и начинаем жать на тормозную педаль (проделать это можно и на дороге, но обязательно следует учитывать, что усилитель работать не будет).

Если при торможении двигатель функционировать будет нормально (без смены оборотов), значит, в усилителе имеется подсос воздуха.

Устраняем неисправность

Устранить проблему с неработающим усилителем можно только в случае, если поврежден трубопровод, обратный клапан или его уплотнитель.

Выявлять неисправность стоит последовательно:

  • проверяем затяжку хомутов трубопровода и состояние трубки в местах зажимов (нередко в них появляются трещины);
  • осматриваем состояние уплотнителя обратного клапана усилителя. С временем этот резиновый элемент расслаивается из-за чего теряется герметичность вакуумной камеры (отсюда и шипение при торможении);
  • меняем трубопровод вместе с хомутами. Стоит он недорого, поэтому проще его поменять, чем проверять герметичность, тем более что устранить трещину достаточно сложно. После замены проверяем работоспособность усилителя;

Если замена трубопровода не дала результат, замене уже подлежит сам усилитель, поскольку узел этот считается неразборным и ремонту не подлежит.

В процессе работ не лишней будет проверка обратного клапана. Сделать это можно двумя способами.

Первый подразумевает демонтаж этого элемента. Далее необходимо ртом подуть в штуцер, которым клапан устанавливается в усилитель. При этом он должен беспрепятственно пропускать поток воздуха.

Затем делаем обратное действие – втягиваем воздух через этот же штуцер. Исправный клапан воздух пропускать не должен.

Если нет желания снимать клапан, из-за чего может нарушиться герметичность в месте соединения, можно поступить так: запускаем двигатель, даем ему поработать.

Затем нажимаем до упора педаль тормоза, удерживаем ее в таком положении и глушим мотор.

Если клапан исправен, то он закроется (из-за отсутствия разрежения со стороны коллектора), при этом в вакуумной камере вакуум сохраниться, поэтому педаль сопротивления не будет оказывать (для удержания не нужно создавать дополнительного давления).

Напоследок немного о вакуумных насосах. В механическом узле для устранения стуков некоторые просто удаляют шток и все.

При этом насос работать не будет, но поскольку он – вспомогательный, то его отключение не сильно повлияет на работоспособность усилителя (хотя все же педаль станет немного «туже»).

Но в некоторых случаях помогает обычная смена положения штока (переворачиваем его на 180 град.).

Что касается электрического насоса, то зачастую он просто заменяется, поскольку отремонтировать его трудно.

Источник: https://autotopik.ru/tormoza/1337-neispravnosti-vakuumnogo-usilitelya.html

Признаки и причины неисправности вакуумного усилителя тормозов. 3 способа проверки

Как узнать неисправность вакуумного усилителя тормозов

Неисправности вакуумного усилителя приводят к тому, что водитель не в состоянии прикладывать необходимое усилие для нормальной работы тормозной системы автомобиля. Так, выделяют всего три неисправности вакуумного усилителя тормозов (сокращенно — ВУТ). Это разгерметизация трубопровода (мест его присоединения), поломка обратного клапана ВУТ, разгерметизация его рабочих камер.

Третья причина достаточно редкая, а вот первые являются основными. Проверка усилителя обычно не составляет труда, и под силу даже начинающему автолюбителю. Что касается ремонта, то восстановление герметичности имеет смысл только на стыках (хомутах), в остальных же случаях, как правило, меняют целиком ВУТ, либо его соединительные трубки.

:

Что такое и для чего нужен ВУТ

Чтобы определить неисправность ВУТ, имеет смысл описать его предназначение, принцип работы, а также влияние вакуумного усилителя на работу двигателя. Итак, основная задача «вакуумника» заключается в усилении физической силы (обычно в 35 раз), прилагаемой водителем на педаль тормоза автомобиля.

Это жизненно необходимо, поскольку даже очень сильный человек не в состоянии создать достаточное усилие в гидравлической тормозной системе, чтобы все тормозные колодки сжались до нужного значения в критический момент.

Создается такое усилие за счет разряжения воздуха, а в качестве его источника используется область в впускном коллекторе двигателя либо нагнетается дополнительным насосом.

Конструкционно ВУТ состоит из двух камер — атмосферной ( со стороны водителя) и вакуумной (со стороны двигателя). Вакуумная камера с помощью соответствующего трубопровода соединена с впускным коллектором.

При нажатии на педаль тормоза вакуумная камера соединяется с атмосферной с помощью толкателя, на котором имеется так называемый клапан слежения. Далее диафрагма соединяется со штоком и происходит нагнетание тормозной жидкости к тормозным цилиндрам.

Если на тормозную педаль не оказывается усилие, то под воздействием обратной пружины диафрагма возвращается на место, давление на тормозную жидкость ослабевает, из-за чего тормозные колодки расходятся и торможение прекращается.

Устройство ВУТ

В самом простом случае вакуумный усилитель тормозов берет разрежение из впускного коллектора. Для этого он соединен с ним соответствующим трубопроводом. Однако во многих современных автомобилях для «вакуумника» существуют отдельные вакуумные насосы. Они бывают двух типов. Первый — механический, он имеет привод от распределительного вала двигателя.

Второй — электрический, он приводится в действие отдельным электрическим двигателем. Использование дополнительных насосов не только повышает комфорт использования тормозной системы, но и повышает ее надежность (например, в случае повреждение и/или разгерметизации).

Но все же насос — лишь вспомогательный элемент, и основное разрежение берется из впускного коллектора.

Признаки неисправности ВУТ

Частичный выход вакуумного усилителя тормозов обязательно проявит себя, причем с худшей стороны и достаточно явно. Так, к симптомам неисправности усилителя относится:

  • Значительные усилия при нажатии на педаль тормоза. Чтобы почувствовать это на себе, можно при заведомо исправном «вакуумнике» и заглушенном моторе нажать на педаль четыре-пять раз. При последнем выжиме усилие на педали значительно возрастет. Иногда бывает обратная ситуация — педаль слишком мягкая. Это говорит о «завоздушивании» тормозной системы.
  • Влияние вакуумного усилителя на работу двигателя. Поскольку ВУТ берет разрежение из впускного коллектора, то в процессе торможения двигатель может изменять режим работы (хотя в нормальном режиме этого происходить не должно). Это происходит по той причине, что в коллектор подсасывается лишний воздух, влияющий на состав топливовоздушной смеси.
  • Вакуумный усилитель тормозов шипит. В частности, шипение происходит при выжиме педали. Шипящий звук явно указывает на наличие разгерметизации либо в самом вакуумном усилителе (например, при разрыве диафрагмы), либо же в его трубопроводе или в обратном клапане (например, при значительном износе его резиновых уплотнений).
  • Стук вакуумных насосов. Если выходит из строя механический вакуумный насос, то обычно признаком этого является гул, издаваемый его приводным штоком (также может появляется ошибка р1479). Если на машине установлен электрический вакуумный насос, то зачастую автолюбители сталкиваются с перегревом его приводного электродвигателя.
  • Стук при резком торможении. Причем звук носит инерционный характер, поскольку он вызван разбалтыванием крепления мембраны.

Соответственно, возникновение одного или несколько признаков прямо указывает автовладельцу на то, что необходимо проверить вакуумный усилитель тормозов и его составляющие.

Ошибка p1479

Источник: https://etlib.ru/blog/1163-neispravnosti-vakuumnogo-usilitelya

Как проверить вакуумный усилитель тормозов

Как узнать неисправность вакуумного усилителя тормозов

Сегодня вакуумный усилитель (ВУ) является неотъемлемой частью тормозной системы каждой машины. Это устройство дает возможностью остановить транспорт легким нажатием на педаль. Выход данного механизма из строя является серьезной проблемой, способной спровоцировать фатальные последствия.

При обнаружении даже небольших отклонений в работе тормозной системы необходимо срочно выполнить ряд диагностических процедур и ни в коем случае не откладывать это мероприятие.

Ниже мы рассмотрим, как проверить вакуумный усилитель тормозов, а также уделим внимание причинам его характерных неисправностей.

Устройство вакуумного усилителя

Вакуумный усилитель представляет собой единый блок с НТЦ (главным тормозным цилиндром). Этот узел состоит из пяти основных сегментов. Сегодня существует масса различных конструктивных решений и их модификаций, каждая из которых отличается наличием дополнительных деталей, габаритами, конфигурацией и так далее. Однако основные составляющие являются неизменными, рассмотрим их более подробно.

  • Корпус поделен на 2 камеры специальной диафрагмой. Первая атмосферная полость размещается со стороны ГТЦ, а вакуумная камера находится в направлении тормозной педали.
  • Вакуумная камера. Этот сегмент включает такие детали, как впускной коллектор и обратный клапан. Первый элемент является источников разряжения. В сочетании с дизельными моторами, конструкция имеет электрический насос, который обеспечивает непрерывную подачу усилий. В таких моделях вакуумный усилитель находится в заряженном состоянии, только когда работает силовой агрегат. При выключении мотора или неисправности этого узла происходит отключение коллектора от усилителя.
  • Атмосферная камера оборудована специальным клапаном. В исходном положении этот элемент соединяет ее с вакуумной полостью, а при перемещении педали, соответственно, отсоединяет. В совокупности этот и предыдущий элементы являются основными компенсаторами массы.
  • Толкатель напрямую подключается к педали тормоза. Он предназначен для перемещения отслеживающего клапана, смонтированного между вакуумной камерой и атмосферной полостью. Эластичная диафрагма соединена с торцом штока ГТЦ и обеспечивает подачу в цилиндр жидкости под определенным давлением.
  • Возвратная пружина служит для возврата диафрагмы в начальное положение, когда вы убираете ногу с педали. Обеспечивает исходное состояние диафрагмы, когда нет воздействия на педаль системы торможения.В новых моделях современных авто, конструкция которых включает ESP-систему, устанавливаются усилители активного типа, предотвращающие опрокидывание.

Принцип работы усилителя 

Работа типового вакуумного узла реализована на дисбалансе давления в полостях корпуса усилителя. В результате получаемого разряжения двигается толкатель, который воздействует на шток поршня ГТЦ. При нажатии на педаль, усилия передаются к отслеживающему клапану, соединяющему обе полости. В итоге понижается давление в атмосферной камере, диафрагма выгибается и давит на шток. ГТЦ.

После освобождения педали происходит возврат всех сегментов, соответственно выравнивается давление в обеих полостях. Возвратная пружина в этом случае перемещает диафрагму в исходное состояние. В общем, принцип работы вакуумного усилителя тормозов, достаточно прост, как и его конструктивное решение.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как прокачать тормоза с абс Лада Гранта

За десятилетия использования в автомобильной индустрии ВУ практически не подвергался значительным изменениям.

Основные признаки поломки  ВУ

Проверку вакуумного усилителя вполне реально выполнить самостоятельно. Однако для получения более достоверных данных рекомендуется воспользоваться услугами специалистов или использовать специальное оборудование для диагностики. В данном разделе мы рассмотрим, как определить работоспособность механизма поглощения массы в кустарных условиях.

Основным признаком поломки этого механизма является неспособность формировать разряжение в рабочей полости. Как правило, источником данной проблемы может послужить повреждение (обрыв, разрушение, перетирание и так далее) эластичного трубопровода стыкующего ВУ с коллектором мотора или разгерметизация других сегментов системы.

Неисправность также может быть вызвана наличием дефектов внутри усилителя.

Запустите силовой агрегат и заглушите его через несколько минут. Зажмите педаль газа, а затем отпустите ее и повторите процедуру. Во время последующих нажатий ход педали должен постепенно уменьшаться. Если разницы нет, это свидетельствует о том, что не обеспечивается дополнительное усилие в ГТЦ, следовательно, требуется ремонт усилителя.

Как самостоятельно проверить вакуумный усилитель

Характерным признаком какой-либо неисправности ВУ может быть полная или частичная его неспособность поглощать усилия, которые формируются на педали системы торможения. Иными словами, если вы, нажимая на педаль, ощущаете слишком большие усилия, значит, ВУ не работает.

Как правило, проблема может заключаться в обрыве, перетирании или разгерметизации эластичного трубопровода, обеспечивающего соединение коллектора мотора с ВУ.

Поломка также может быть следствием появления различных дефектов внутри самой конструкции усилителя: повреждение и нарушение эластичности диафрагмы, отслеживающего клапана и так далее.

Для выявления источников неисправностей необходимо провести ряд простых тестов. Преимуществом нижеприведенных методов является то, что они не требуют использования специального оборудование или других диагностических приспособлений. Эти проверочные операции доказывают свою практичность и эффективность уже на протяжении многих десятилетий.

Метод №1

Запустите силовой агрегат. Дайте поработать пару минут на нейтральной скорости, а затем заглушите мотор. Понажимайте несколько раз педаль системы торможения. В том случае, если узел работает исправно, при первой попытке, как это и предусмотрено, педаль выжмется до упора.

Значит, образовавшийся вакуум притянул диафрагму, которая привела в движение поршень ГТЦ с помощью штока. После того как Вы отпустите педаль, в камерах должен восстановится баланс давления. Во всех следующих попытках воздействия на педаль ее ход будет уменьшаться. Это обуславливается отсутствием подкачки, разряжению браться неоткуда.

Если между нажатиями после выключения двигателя не возникает ощутимая разница, значит, устройство не получает дополнительное усилие от ГТЦ.

Метод №2

Второй способ диагностики необходимо проводить после предыдущего. Он позволяет получить более достоверную информацию о работоспособности системы. После того как Вы включили и выключили мотор, а потом нажали несколько раз на тормозную педаль и получили определенный результат, необходимо обратить внимание на положение тормозного рычага. Если ВУ исправно работает, рычаг должен вернуться в исходное положение.

Выжмите полностью педаль системы торможения и запустите мотор, удерживая ее. После включения силового агрегата в вакуумной камере ВУ образуется определенное разряжение, которое заставит переместиться шток. Последний тянет за собой толкатель. Поэтому педаль легко опускается. Если в этом случае положение педали не изменилось, это является явным признаком выхода из строя механизма.

В данном случае потребуется детальный осмотр с последующим ремонтом или заменой усилителя.

Метод №3

Последний диагностический метод позволяет проверить систему на предмет утечки воздуха. Запустите мотор и нажмите на педаль, а затем заглушите агрегат, удерживая рычаг в активном положении 2-3 минуты.

В случае какого-либо нарушения герметизации в конструкции ВУ разряжение внутри вакуумной полости начнет уменьшаться, что приведет к смещению диафрагмы. В итоге педаль будет медленно подниматься, так как исчезнет уравнивающая ее позицию сила.

Разницу в необходимой прижимной силе можно ощутить буквально с первой минуты.

Вышеописанные методы позволяют выявить неисправности вакуумного усилителя тормозов. Если Вы повторили указанные процедуры и не обнаружили негативных изменений в работе устройства, значит, механизм поглощения усилия полностью исправен.

При обнаружении поломок нужно срочно заняться ремонтом.

Пренебрежение этой процедурой в лучше случае приведет к дорогостоящим ремонтным работам, а в худшем может стать причиной аварии в процессе движения транспортного средства из-за отказа тормозного усилителя.

Источник: https://vipwash.ru/tormoznaya-sistema/kak-proverit-vakuumnyi-usilitel-tormozov

Как проверить вакуумный усилитель тормозов?

Если вы заметили, что для замедления движения или остановки автомобиля приходится прикладывать значительное усилие, а ход педали тормоза при заведенном двигателе уменьшился и стал более жестким – необходимо диагностировать вакуумный усилитель тормозов(ВУТ). Замена ВУТ в случае необходимости может быть легко выполнена своими руками.

Перед проверкой вакуумного усилителя тормозов необходимо убедиться в герметичности шланга, соединяющего его клапан с впускным коллектором. Сделать это можно при помощи визуальной проверки его целостности или же попытки нагнетания воздуха при помощи компрессора с манометром в снятый и заглушенный с одной стороны шланг или же резиновую грушу.

Устройство вакуумного усилителя тормозов

Вакуумный усилитель тормозов  предназначен для повышения удобства использования системы торможения. Автомобиль без ВУТ тормозил бы очень тяжело –  усилие, передаваемое на педаль, в этом случае было весьма существенным, что отражалось бы на безопасности вождения в худшую сторону.

Расположен ВУТ, как правило, прямо за моторным щитом. Конструктивно этот элемент выполнен в виде неразборного металлического блока, соединенного с главным тормозным цилиндром и бачком тормозной жидкости.

В состав вакуумника входят следующие элементы:

  • Корпус.
  • Разделительная мембрана (производится из гибкого материала).
  • Обратный клапан.
  • Толкатель педали тормоза.
  • Шток гидроцилиндра.
  • Пружина возвратного действия.
  • Следящий клапан.

Принципа работы вакуумника основан на разнице атмосферного давления, вследствие чего создается разрежение, обеспечивающее формирование давление (а вместе с тем и передаваемое усилие) в тормозной системе.

Внутри ВУТ расположена диафрагма в виде перегородки. Каждая из разделяемых диафрагмой камер (полостей) герметична. Притом камеры равны друг другу по объему.

Одна из камер свободно сообщается с атмосферой (она так и называется – атмосферная часть), вторая связана со шлангом, ведущим из выпускной трубы двигателя. С этой стороны формируется пониженное, по сравнению с атмосферным, давление. Эта полость называется вакуумной, она расположена со стороны ГТЦ.

Атмосферная камера, находящаяся ближе с тормозной педали, содержит клапан обратного действия. Он призван препятствовать снижению давления во впускном коллекторе мотора. Благодаря этому, топливо не может попадать в механизм ВУТ.

Величина разрежения в этой полости контролируется следящим клапаном. Вакуумная же камера благодаря клапану обратного действия поддерживает давление на одном уровне. Иными словами, мембрана испытывает одинаковые значения давления со стороны обеих камер. Передвижение следящего клапана осуществляется через толкатель, который связан с тормозной педалью. Назначение пружины – обеспечение возврата диафрагмы в обычное состояние после прекращения торможения.

В некоторых ситуациях, когда автомобиль оснащается механизмом экстренного торможения, шток оборудуется специализированным электромагнитным приводом.

Как вы можете видеть, конструкция вакуумника не так сложна – в ряде случаев устранение некоторых неисправностей ВУТ может быть выполнено своими силами.

Проверка мембраны и герметичности камер

Проверить исправность вакуумного усилителя тормозов (ВУТ) можно несколькими способами, но чтобы убедиться в его работоспособности на 100%, лучше использовать их все. Прежде всего, несколько раз нажмите на педаль тормоза при заглушенном двигателе.

При первом нажатии педаль опустится от довольно незначительного усилия примерно на 1/3 от полного хода, с каждым последующим нажатием она должна становиться более тугой, а ход уменьшаться. Если этого не происходит – ВУТ, скорее всего, неисправен, и требуется диагностика вакуумного усилителя тормозов.

Далее мы расскажем Вам, как проверить вакуумный усилитель тормозов на Калине.

Если диагностика ВУТ показала неоднозначные результаты и определить разницу в ходе педали и ее жесткости сложно, можно попробовать другой способ. Два-три раза нажав на педаль тормоза, заведите двигатель, не убирая с нее ногу. Тут есть несколько вариантов развития событий:

  • Если педаль уйдет глубже на несколько сантиметров – вакуумный усилитель тормозов исправен. Окончательно удостовериться в этом можно, заглушив двигатель и не отпуская педали тормоза в течение 30 секунд.
  • Если педаль начнет подниматься – это свидетельствует о нарушении герметичности вакуумной камеры.

Проверка обратного клапана ВУТ

Причиной плохой работы вакуумного усилителя тормозов может быть неисправность обратного клапана, к которому подсоединен шланг от впускного коллектора. Для диагностики последнего необходимо снять шланг, извлечь клапан из корпуса ВУТ и надеть на него с наружной стороны (с которой соединяется шланг) резиновую грушу от спринцовки или ареометра и сжать ее. Если после отпускания груши она останется сжатой – обратный клапан исправен.

В противном случае его необходимо заменить. Аналогичным образом можно проверить на герметичность впускной шланг при отсутствии компрессора.

Диагностика вакуумного усилителя тормозов может быть без труда проведена всего за несколько минут путем простейших манипуляций без применения каких-либо измерительных приборов и инструмента. Для более объективной проверки попробуйте различные способы, предложенные в статье. Перед этим не забудьте проверить состояние шланга, ведущего к ВУТ от впускного коллектора.

(1 оценок)

Источник: https://olade.ru/diagnostics/diagnostika-vakuumnogo-usilitelya-tormozov.html

Тормозная система: вакуумный усилитель тормозов и его неисправности

На автомобилях старых моделей для того, чтобы остановить машину, приходится с большим усилием давить на педаль тормоза. Примерно такое же действие приходится предпринимать иногда и на современных моделях, оборудованных вакуумным усилителем тормозов, когда он неисправен.

Основные причины поломки

Если на машине для остановки требуется необоснованно сильно давить на педаль, опытный водитель сразу поймет, что причиной этого является неисправный усилитель тормозов. Чтобы быстро устранить поломку, следует знать возможные причины отказа усилителя, а они могут быть следующими:

1. Разгерметизация соединения между вакуумным усилителем и впускным коллектором двигателя. Если произошел обрыв шланга, это можно определить визуально. Если образовались трещины в шланге, вакуумник будет шипеть. Помимо этого следует проверить затяжку хомутов. Установив, что поврежден шланг, механик производит его замену. Примечание: должен использоваться специальный шланг — армированный, толстостенный.

2. Поврежден сам вакуумный усилитель. Причиной повреждения может быть порыв диафрагмы или выход из строя клапанов — от старения резины. При таких дефектах вакуумник будет стравливать воздух.

Способы проверки

Если мотор потерял инертность, стал травить, или пропали холостые обороты, тогда первоначально стоит посмотреть, какой из цилиндров не функционирует. Тормозной вакуумный цилиндр соединяется с впускным коллектором на трубопроводе первого или четвертого цилиндра (в зависимости от типа двигателя), если произошла разгерметизация, топливная смесь, становится беднее, и, как следствие, цилиндр не работает.

При заглушенном моторе необходимо нажать на педаль тормоза 2-3 раза и, удерживая ее, запустить двигатель. При повреждённом вакуумнике педалька будет оставаться на месте, а если работает, тогда образовавшийся вакуум потянет педаль вниз.

Установив, что причина поломки в нем, его следует заменить или отремонтировать. При этом стоит знать, что не все конструкции вакуума подлежат ремонту, а для ремонта разборных усилителей, требуется специальное оборудование.

Про вакуумник более подробно можно прочитать в этой статье.

Перед установкой нового вакуумника стоит визуально проверить исправность главного тормозного цилиндра. Нередко его разгерметизация является причиной выхода из строя усилителя.

Статья прочитана 7837 раз(a).

Источник: http://www.carfactum.ru/2014/05/31/tormoznaya-sistema-vakuumnyiy-usilitel-tormozov-i-ego-neispravnosti/

Как проверить вакуумный усилитель тормозов ваз 2109?

Вакуумный усилитель для тормозов (ВУТ) – это основной механизм в работе тормозной системы транспортного средства. Именно от его работоспособности зависит процесс торможения автомобиля и безопасность водителя с пассажирами. ВУТ требует периодической проверки на наличие неисправностей или дефектов в его работе.

Причины неисправности ВУТ:

  1. Произошел разрыв диафрагмы;
  2.  На шланге, который идет к усилителю есть трещины или он оборвался;
  3.  Сломалась пружина.

Отремонтировать устройство можно в техцентрах, которые имеют необходимые инструменты и специалистов, знающих свою работу.

Если поездка на станцию техобслуживания не по карману, можно обойтись своими силами, заменив устройство полностью согласно с прилагающейся к нему инструкцией. Но прежде чем совершить замену, следует убедиться, что причина поломки именно в ВУТ.

Как проверить вакуумный усилитель тормоза на автомобиле ВАЗ 2109?

Способ проверки устройство очень простой и не требует никаких инструментов и механизмов. Чтобы увидеть проблему достаточно обратить свое внимание на тормозную педаль. Например, когда для того чтобы добиться торможения авто необходимо сильнее вдавливать в пол педаль тормоза, сам процесс торможение стал не таким эффективным как ранее и иные – это свидетельствует о наличии дефектов в работе ВУТ.

Для проведения проверки ВУТ ВАЗ 2109 необходимо:

  1.  Остановите автомобиль и заглушите двигатель.
  2.  Несколько раз с силой нажать на тормозную педаль, а затем прекратите давление в средине хода.
  3.  После этого, не убирая ногу с педали, запустите двигатель.

В случае нормальной работоспособности ВУТ будет ощущение того, что педаль немножко провалилась вниз, если этого не случилось, то вакуумный усилитель или система торможения вышли из строя.

Визуальная проверка ВУТ ВАЗ 2109

  1.  Проверьте цельность соединения, патрубка и обратного клапана.
  2.  Удостоверьтесь, что на фланце нет никаких повреждений.
  3.  Затем проведите тщательное обследование всех изгибов патрубка. Обнаружив на нем трещины или влажные следы, необходимо их тут же заменить.
  4.  При наличии дефектов или неполадок в уплотнителе хвостовика, который находится под рулевой колонкой, транспортное средство способно само по себе немного подтормаживать. Чтобы не допустить подобной проблемы следует его проверить, достав коврик и осуществив осмотр защитного колпачка.

    Если он начинает присасываться – это свидетельствует о его неисправности.

  5.  Далее снимите колпачок, и заведите двигатель. После этого несколько раз качните хвостовик клапана, услышав при этом шипение, можно говорить о поломке устройства.

Заметив хотя бы один намек на неработоспособность ВУТ, проведите своевременную замену.

Устройство недорогое по цене и очень легко меняется, поэтому для страхования себя самого лучше его заменить, чем надеяться на то, что все работает исправно.

Самостоятельная замена вакуумного усилителя тормозов ВАЗ 2109

Чтобы провести самостоятельную замену понадобится иметь в наличии набор рожковых и торцовых ключей с размерами 10, 13 и 17, а также новое устройство.

Инструкция по замене вакуумного усилителя тормоза:

  1.  Отключите от тормозной педали шток, который идет от ВУТ.
  2.  Открутите от усилителя тормозной цилиндр, который расположен в моторном отсеке.
  3.  Далее необходимо снять цилиндр с вакуума, для этого можно открутить все трубки, проходящие от тормозного цилиндра к кузову, или же устранить одну гайку на «10».
  4.  Отсоедините шланг, идущий от клапана усилителя к впускному коллектору.
  5.  Используя кардан, отсоедините от кузова кронштейн крепления.
  6.  ВУТ прикреплено к кузову автомобиля при помощи четырех гаек на «13».
  7.  После снятия устройства, поставьте кронштейн креплений на новый усилитель, открутив две гайки на «17», а затем установите его на автомобиль.

Выполнив эту несложную процедуру, вы застрахуете себя и своих родных от непредвиденных ситуаций, возникающих из-за поломки ВУТ ВАЗ 2109.

Источник: http://avto-kuplya.ru/osobennosti-marok/24-kak-proverit-vakuumnyj-usilitel-tormozov-vaz-2109

Признаки неисправности контрольного клапана вакуумного усилителя тормозов

Основными признаками выхода из строя контрольного клапана вакуумного усилителя тормозов являются тугая или, напротив, мягкая педаль тормоза, а также полная неработоспособность педали.

Что такое клапан вакуумного усилителя тормозов

На многих автомобилях для увеличения тормозного усилия используется вакуумный усилитель тормозов.

Он создает постоянный поток тормозной жидкости, направленный в главный тормозной цилиндр, увеличивая тормозное давление и способствуя более быстрой остановке автомобиля. Этот элемент очень часто встречается на легковых автомобилях, внедорожниках и пикапах.

Со временем вакуумный усилитель тормозов может получить повреждения или подвергнуться износу. То же самое может произойти и с контрольным клапаном усилителя тормозов.

Клапан вакуумного усилителя тормозов — это элемент тормозной системы автомобиля и предназначен для удаления воздуха из усилителя тормозов и недопущения попадания его в цилиндр.

Таким образом обеспечивается защита трубопроводов тормозной системы от завоздушивания, что может серьезно снизить эффективность работы тормозной системы.

Клапан соединяет корпус вакуумного усилителя и вакуумный шланг – безопасное техническое решение, обеспечивающее работу тормозов даже при заглушенном двигателе.

Клапан вакуумного усилителя тормозов и его расположение

Как правило, контрольный клапан вакуумного усилителя тормозов не проверяется в ходе периодического технического обслуживания. Тем не менее существуют ситуации, при которых могут наблюдаться признаки износа или полного выхода клапана из строя.

Далее приведены некоторые признаки, по которым вы можете сделать вывод о возможном наличии проблемы с контрольным клапаном вакуумного усилителя тормозов. Помните, что это всего лишь общие признаки.

Для точного установления причин неисправности и проведения ремонта необходимо обратиться к квалифицированному специалисту.

Тугая педаль тормоза

При корректной работе контрольного клапана вакуумного усилителя тормозов педаль тормоза нажимается легко и плавно. В случае неисправности клапана управление тормозной педалью заметно усложняется. Вместо мягкой и легкой педаль становится жесткой и тугой. Нажимать ее очень трудно.

Это происходит из-за повышенного давления в главном тормозном цилиндре, для регулировки которого и предназначен контрольный клапан.

Нарушения в работе педали тормоза являются признаком возможного наличия неисправности тормозов и указывают на необходимость немедленного проведения диагностики тормозной системы.

Мягкость тормозной педали

При усугублении неисправности контрольного клапана вакуумного усилителя тормозов в трубопроводы тормозной системы начинает поступать воздух. В данном случае воздух, который должен удаляться из системы с помощью контрольного клапана, попадает в главный тормозной цилиндр, а затем и в трубопроводы тормозной системы. Это вызывает падение тормозного давления и мягкую работу педали тормоза. Помимо ощущения мягкости на педали это влечет за собой увеличение времени срабатывания тормозов.

В подобной ситуации следует немедленно провести диагностику тормозной системы. Воздух, попав в тормозную систему, оказывается «взаперти». Для его удаления тормозную систему необходимо прокачать. При наблюдении описываемых симптомов срочно прекратите движение и осуществите профессиональную диагностику тормозной системы.

Тормоза перестали работать

В самом худшем случае контрольный клапан вакуумного усилителя тормозов полностью выходит из строя, что приводит к полной неработоспособности тормозной системы. К счастью, такой исход маловероятен.

Но если вдруг он наступил, аккуратно остановите автомобиль, отбуксируйте его домой и свяжитесь с квалифицированным специалистом по диагностике и ремонту тормозных систем.

В зависимости от тяжести случая дело может ограничиться только заменой клапана, но может потребоваться и серьезный ремонт всей тормозной системы.

Контрольный клапан вакуумного усилителя тормозов является важным элементом тормозной системы, обеспечивая безопасность движения. Именно поэтому наличие описанных симптомов не должно игнорироваться или откладываться «на потом». Свяжитесь с квалифицированным механиком, способным провести профессиональную диагностику и необходимый ремонт тормозной системы вашего автомобиля.

Источник: https://automotolife.com/services/neispravnosti-vakuumnogo-usilitelya-tormozov

Ремонт вакуумного усилителя тормозов ГАЗ, ВАЗ, УАЗ, ГАЗЕЛЬ

Многие сразу грешат на вакуумный усилитель тормозов.

Многие владельцы автомобилей ВАЗ задумываются над ремонтом вакуумного усилителя тормозов. Какие симптомы неисправности вакуумного усилителя тормозов, я вам сейчас расскажу.

Нет, конечно, тормоза полностью не исчезают и через какое-то время после нажатия педали «тормоз» все же схватывают. Но при этом педаль тормоза мягкая какая-то и берет в самом конце.

При нажатии на педаль тормоза педаль мягко идет вниз, получается, что вакуумный усилитель тормозов работает. Если бы вакуумный усилитель тормозов не работал, то ощущения при нажатии педали тормоза были бы как в ВАЗ 2101. Но такие симптомы бывают при не герметичности тормозных патрубков.

Как проверить вакуумный усилитель тормозов

Вакуумный усилитель тормозов проверяется очень просто. Нажимаешь на педаль тормоза до упора и заводишь двигатель. Если педаль при рабочем двигателе мягко идет дальше — вакуумный усилитель исправен. Всё остальное — не его заботы.

Сегодня почти на всех автомобиля стоят вакуумные усилители тормозов, поэтому тема популярная. Да, и ремонт вакуумного усилителя тормозов это не так уж и сложно, можно произвести ремонт вакуумного усилителя тормозов своими руками. Главное внимательно изучить устройство вакуумного усилителя тормозов конкретной модели автомобиля, потому что они могут слегка отличаться. Поэтому для начала рекомендую изучить устройство вакуумного усилителя тормозов автомобиля.

Проверка вакуумного усилителя тормозов УАЗ, ГАЗ, ВАЗ

  1. Двигатель троит – это один из признаков неисправности вакуумного усилителя тормозов. Устраните подсосы воздуха впускного коллектора, которые приводят к обеднению горючей смеси.
  2. Прокачайте педаль тормоза, затем запустите двигатель, если педаль тормоза провалилась во время пуска двигателя, значит, вакуумный усилитель работает. Если осталась без движения значит следует ремонтировать вакуумный усилитель или заменить вакуумный усилитель.

  3. Осмотрите корпус вакуумного усилителя на наличие подтеканий.
  4. Изредка регулируйте вакуумный усилитель тормозов.

Подготовьте необходимые инструменты для ремонта вакуумного усилителя тормозов.

Устройство вакуумного усилителя тормозов ГАЗ, УАЗ, ВАЗ

По конструкции вакуумный усилитель тормозов в одном блоке с ГБЦ. Корпус вакуумного усилителя делится на две части: 1 – атмосферная, 2 – вакуумная.

Вакуумная часть соединяется с впускным коллектором при помощи обратного клапана. А коллектор в свою очередь выступает источником разряжения. Для постоянной работы вакуумного усилителя тормозов на дизельных двигателях используется вакуумный электрический насос.

Вакуумный усилитель работает лишь при работающем двигателя. Это можно объяснить тем, что при не работающем двигателе обратный клапан разъединяет вакуумный усилитель и коллектор.

Атмосферная камера соединяется с вакуумной при нажатии педали тормоза. Когда вы нажимаете на педаль тормоза, оказывается давление на толкатель, который перемещает клапан. Диафрагма под действием штока-поршня приводит к нагнетанию тормозной жидкости к рабочим цилиндрам.

А возвратная пружина служит для того, чтобы переместить диафрагму в исходное положение. Работу вакуумного усилителя можно описать разностью давлений в вакуумной и атмосферной камерах. Разница давления приводит к движению толкателя, штока и поршня.

Как определить неисправности вакуумного усилителя тормозов ВАЗ, УАЗ, ГАЗ

Не забывайте, наличие тормозов не говорит о том, что ваш вакуумный усилитель тормозов работает. Просто при неисправности вакуумного усилителя, становится труднее управлять транспортным средством. Это приносит водителю трудности в управлении автомобилем. Для торможения водителю приходится прикладывать больше усилий, чем обычно.

Основные неисправности вакуумного усилителя тормозов:

  • Износ и старение резины клапанов, разрыв или повреждение диафрагмы.
  • Обрыв или повреждение шланга, вследствие чего коллектор двигателя соединяется с вакуумным усилителем тормозов. Проверьте крепление хомутов и шланг на отсутствие трещин.

Ремонт вакуумного усилителя тормозов своими руками

  1. Изучите руководство по эксплуатации автомобиля, просмотрите и ознакомьтесь со схемой вакуумного усилителя тормозов.
  2. Отсоедините тягу привода тормозов, которая располагается под рулевым валом.
  3. Снимите главный тормозной цилиндр.
  4. Осмотрите и определите неисправности вакуумного усилителя тормозов и произведите замену вакуумного усилителя тормозов или проведите ремонт узла вакуумного усилителя тормозов.

Источник: https://www.autoezda.com/remauto/1045-remont-vacuumnogo-usilitelia-tormozov.html

Проверка вакуумного усилителя тормозов: 4 простых теста

08.07.2019

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Каков принцип работы вакуумного усилителя тормозов
  • Как проверить работу вакуумного усилителя тормозов
  • Как выполняется регулировка и ремонт ВУТ

Одной из важнейших деталей в тормозной системе автомобиля является вакуумный усилитель. Его работа позволяет снизить усилия, прилагаемые водителем при нажатии на педаль тормоза. Эффективность работы тормозной системы при этом остается неизменной.

Как и любая другая деталь машины, вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) подвержен износу, а значит, может выйти из строя при длительной эксплуатации. Поэтому необходимо периодически проводить проверку ВУТ.

Как провести проверку вакуумного усилителя тормозов, расскажем далее.

Принцип работы вакуумного усилителя тормозов

Раньше легковые машины не были оснащены «вакуумниками». Водителю требовалось жать на педаль тормоза, прилагая значительные физические усилия (около 80 кг) для того, чтобы замедлить автомобиль при экстренном торможении. Сегодня вакуумные усилители тормозов установлены на все машины, и водителю требуется лишь слегка нажать на педаль, чтобы остановить транспортное средство.

Для правильной и своевременной проверки ВУТ необходимо представлять его конструкцию и понимать принцип действия. Вакуумный усилитель – это металлический корпус цилиндрической формы, состоящий из следующих элементов:

  • диафрагма, которую толкает возвратная пружина;
  • воздушный клапан, имеющий два канала – вакуумный и атмосферный;
  • шток, располагаемый в центре корпуса ВУТ. С одного конца он соединен с педалью тормоза, с другого – с главным тормозным цилиндром (ГТЦ);
  • патрубок, который подключен к обратному клапану. По нему подводится разрежение от впускного коллектора двигателя.

Цилиндрический корпус состоит из двух камер: вакуумной и атмосферной. Между собой они разделены мембраной. Обе камеры соединены каналами воздушного клапана, которые поочередно открываются при нажатии и отпускании педали тормоза.

Рассмотрим алгоритм работы классического вакуумного усилителя тормозов:

  1. Если тормозная система не активирована водителем, то давление в камерах одинаково, следовательно, и толкатель, и шток остаются в неподвижном состоянии.
  2. Когда водитель нажимает педаль тормоза, шток двигается вперед. В этот момент нарушается связь двух камер через вакуумный канал. Проход, который соединяет атмосферную камеру и наружный воздух, открывается с помощью клапана.
  3. Разница давлений приводит к изгибу диафрагмы в сторону разрежения, помогая нажимать на толкатель и поршень основного гидроцилиндра.
  4. В тот момент, когда водитель прекращает жать на педаль тормоза, клапаном перекрывается атмосферный канал и открывается вакуумный. Вследствие этого происходит выравнивание давления в камерах, и пружина отбрасывает мембрану в изначальное положение.

Справка. В некоторых моделях машин для создания разрежения используется отдельный вакуумный насос тормозной системы. Данная схема эффективна при низком атмосферном давлении (например, в высокогорье).

Причины проверки работоспособности вакуумного усилителя тормозов

Тормозная система машины полностью не откажет, даже если сломается усилитель, однако водителю придется приложить намного больше усилий для того, чтобы замедлить движение автомобиля. Явный признак выхода из строя ВУТ – педаль становится «жесткой», а эффективность торможения резко падает. Это приводит к созданию опасной ситуации на дороге.

Кроме того, проявляются и другие признаки:

  • свободный ход увеличивается до половины;
  • работа силового агрегата становится нестабильной, особенно это заметно на холостом ходу;
  • тормоза «заклинивает», то есть автомобиль продолжает замедляться даже тогда, когда педаль тормоза уже отпущена.

Важно. Проверку ВУТ необходимо проводить исключительно тогда, когда двигатель автомобиля заведен, поскольку правильно работать усилитель может только при подаче разрежения от мотора.

Рассмотри причины, по которым могут возникнуть указанные выше повреждения вакуумного усилителя:

  • соединение шланга отбора вакуума неплотное, или происходит подсос воздуха через повреждение в шланге;
  • потеря герметичности из-за износа диафрагмы;
  • поломка воздушного клапана;
  • разгерметизация корпуса;
  • снижение упругости пружины.

Уплотнить соединение и заменить патрубок можно самостоятельно, только не забудьте проверить «вакуумник» на работоспособность. Однако если проверка показала, что сломался усилитель, то наверняка придется менять весь механизм.

4 простых теста для проверки вакуумного усилителя тормозов

Проверка вакуумного усилителя тормозов – процедура несложная, любой начинающий автолюбитель с ней легко справится. Снимать деталь с машины для проверки на неисправность нет необходимости. Для этого достаточно провести четыре простых теста, указывающих на наличие проблемы.

Тест № 1

Выполнить проверку несложно:

  1. Запустите мотор автомобиля. Прогрейте его в течение нескольких минут.
  2. Двигатель машины должен работать на холостых оборотах.

    С помощью инструмента (например, пассатижей) передавите патрубок отбора разрежения, ведущий от коллектора, либо отключите его от штуцера и заглушите последний деревянным клином.

  3. Если нет перебоя в работе мотора – система герметична.

  4. Повышение или стабилизация оборотов силового агрегата указывает на подсос воздуха через вакуумный усилитель тормозов или подающий шланг.

После того как вы провели проверку и определили неисправность усилителя, необходимо проверить шланг передачи вакуума. Для этого патрубок надо отсоединить и осмотреть на наличие повреждений. Далее изучите состояние хомутов. Если есть необходимость, замените их на новые.

Тест № 2

Заведите автомобиль, пусть он поработает некоторое время на холостых оборотах. Может понадобиться около семи минут. Затем заглушите двигатель и полностью выжмите педаль тормоза. Это создаст вакуум в усилителе тормозов. Далее педаль следует отпустить и тут же снова выжать.

Если при втором нажатии педали ее ход стал меньше, значит, вакуум не создается и есть проблемы в работе вакуумного усилителя тормозов. В случае, когда второе нажатие не отличается от первого, можно сделать вывод, что система исправна. Если результаты теста оказались недостаточно определенными, перейдите к следующему шагу.

Тест № 3

Нажмите на педаль тормоза около восьми раз. Сделайте это при заглушенном двигателе автомобиля. После этого еще раз выжмите педаль до упора и запустите двигатель машины. В случае, если нет проблем в работе вакуумного усилителя тормозов, в системе возникнет вакуум. Мембрана надавит на шток, тот оттянет за собой толкатель, соединенный с педалью. И в этот момент вы почувствуете, как педаль опустится еще ниже.

Если же педаль осталась на месте, это означает только одно – вакуум в системе не возник. Следовательно, существует неисправность, которая этому препятствует. В этом случае вам надо выполнить четвертую проверку.

Тест № 4

Этот способ проверки вакуумного усилителя тормозов позволит вам уточнить есть, ли утечки воздуха. Для этого заведите двигатель автомобиля, выжмите педаль тормоза до упора и заглушите двигатель.

Если в течение тридцати секунд вы не наблюдаете отклонения педали от максимально выжатого состояния, значит, проблем с вакуумным усилителем тормозов нет.

При возвращении педали в исходное положение под действием возвратной пружины мы делаем вывод, что давление внутри рабочей камеры возрастает, следовательно, есть неисправность механизма.

«Подтеки тормозной жидкости: устранение и профилактика» Подробнее

Проверка клапана вакуумного усилителя тормозов

Вакуумный усилитель тормозов может плохо работать из-за неисправности обратного клапана. Чтобы провести проверку его работоспособности, снимите шланг, достаньте клапан из корпуса вакуумного усилителя тормозов и наденьте на него резиновую грушу. Ее необходимо подсоединить с наружной стороны (с той, с которой соединяется шланг). Далее грушу следует сжать и отпустить. Сжатая груша свидетельствует об исправности обратного клапана.

В противном случае вам придется его заменить. Также данный метод вы можете использовать для проверки на герметичность впускного шланга, в том случае, когда под рукой не оказалось компрессора.

«Почему горит стояночный тормоз: разбираемся с причинами» Подробнее

Регулировка и ремонт узла после проверки вакуумного усилителя тормозов

В целом регулировка ВУТ сводится к настройке свободного хода тормозной педали. Чтобы правильно его выставить, необходимо настроить длину штока. С помощью регулировочного болта контролируется зазор/выступ. Правильная настройка положения самого болта позволит установить идеальный момент срабатывания клапанов.

Когда будет закончена проверка на герметичность, не забудьте отрегулировать свободный ход педали тормоза. Настройка длины штока приводит к возникновению зазора, который определяет степень давления на тормозной цилиндр. Поэтому очень важно правильно выставить длину штока и поставить подходящий зазор.

Свободный ход педали при неработающем моторе должен составлять от пяти до четырнадцати миллиметров. Этот зазор контролируется болтом, находящимся над плоскостью вакуумного усилителя тормозов.

Маленький зазор приводит к заеданию рабочего цилиндра, вследствие чего происходит быстрый износ колодок и повышается потребление топлива автомобилем. Кроме того, машина начинает произвольно притормаживать, как будто вы едете на ручном тормозе.

Большой же зазор, напротив, приводит к увеличению хода педали, что свидетельствует о нарушении герметичности в узле.

Выше мы рассказали, как провести проверку работы тормозного вакуумного устройства и отрегулировать его работу в случае необходимости. Теперь скажем несколько слов о его ремонте.

Чтобы обеспечить собственную безопасность при поломке усилителя, безотлагательно примите меры по его ремонту или замене. И если вакуумные шланги в бензиновых автомобилях или насосы в дизельных вы можете заменить самостоятельно, не прибегая к услугам автосервиса, то более серьезные работы рекомендуется доверить профессионалам.

Конечно, это стоит определенных денег, но когда на кону собственная безопасность, лучше не экономить. Обратитесь к специалистам. Они не только грамотно проведут проверку, но и качественно, с гарантией выполнят все необходимые работы. Следует отметить, что после ремонта важно синхронизировать колеса при торможении и провести проверку системы ABS/ESP. Для этого необходим диагностический стенд и специализированное оборудование.

Бывают случаи, когда отремонтировать «вакуумник» выходит дороже, чем приобретение усилителя, бывшего в употреблении, но находящегося в исправном состоянии. Поэтому рекомендуется при необходимости поискать устройство на разборках.

Если вы чувствуете уверенность в собственных силах и решили после проверки самостоятельно отремонтировать неисправный вакуумный усилитель, то действуйте следующим образом.

Для начала в моторном отсеке демонтируйте всю обивку и снимите накладку ветрового стекла. Не снимайте трубки, ведущие к ГТЦ. Это может привести к попаданию в систему воздуха. Далее открутите цилиндр от вакуумного усилителя и осторожно наклоните вперед, чтобы предотвратить деформацию тормозных трубок. Шланг передачи вакуума перед этим необходимо снять со штуцера усилителя.

Внимательно изучите рекомендации, которые дает производитель и приступайте к демонтажу усилителя. Открутите крепежные болты и отсоедините клемму провода, идущего к стоп-сигналу.

Только после этого снимите педаль, используя специальный инструмент. Если вы хорошо разбираетесь в конструкции автомобиля, то справитесь с проверкой и ремонтом ВУТ. Однако лучше предварительно зайти в Интернет и найти инструкцию со схемой усилителя. Это заметно ускорит реализацию поставленной задачи и повысит ваши шансы на успех.

Источник: https://rad-star.ru/pressroom/articles/proverka-vakuumnogo-usilitelya-tormozov/

Как проверить вакуумный усилитель — Авто-мастерская онлайн

В конструкцию тормозной системы любого автомобиля обязательно входит усилитель. Наибольшее распространение на транспорте получил усилитель вакуумного типа, который обеспечивает дополнительное усилие за счет разрежения.

Вакуумный усилитель тормозов как работает — Авто-ремонт

Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) является важным элементом в устройстве тормозной системы и представляет собой широко распространенное устройство на авто различных марок и моделей. 

Если просто, усилитель тормозов создает усилие при нажатии на педаль тормоза, благодаря чему тормоза срабатывают более эффективно, водителю проще использовать тормозную систему и т.д. Далее мы рассмотрим, как устроен и работает ВУТ.  

Усилитель вакуумный: устройство

Итак, работает указанный усилитель за счет разрежения. Благодаря тому, что в системе образуется вакуум, тормозной усилитель создает дополнительное усилие.  В плане конструкции вакуумный усилитель интегрирован в общий блок с ГТЦ (главный тормозной цилиндр).

Общая конструкция предполагает следующий набор элементов, из которых состоит вакуумный усилитель:

  • корпус;
  • диафрагма;
  • следящий клапан;
  • толкатель;
  • шток поршня ГТЦ;
  • возвратная пружина;

Хотя на разных моделях автомобилей устройство может несколько отличаться, общая схема характерна как для отечественных авто разных лет выпуска, так и иномарок (например, вакуумный усилитель тормозов ВАЗ или авто иностранного производства).

Сам корпус вакуумника условно делится на две части при помощи диафрагмы. Такое разделение формирует две камеры. Одна камера обращена к ГТЦ и называется вакуумной камерой, тогда как вторая, ближняя к педали тормоза, является атмосферной камерой.

В двух словах, вакуумная камера соединяется посредством обратного клапана с  областью во впускном коллекторе  за дроссельной заслонкой. Это и есть источник разряжения для ВУТ.

Также для того, чтобы  вакуумный цилиндр более точно и четко работал на разных режимах работы ДВС, в качестве источника разряжения может быть использован вакуумный электрический насос.  Как правило, данное решение используется  в авто с дизельным мотором, так как разряжение во впускном коллекторе таких ДВС небольшое.

Что касается обратного клапана, он разъединяет вакуумный усилитель и источник разряжения во время остановки мотора или при выходе из строя вакуумного насоса. В свою очередь, атмосферная камера соединена  при помощи следящего клапана с вакуумной камерой и атмосферой. Когда клапан находится в исходном положении, камера атмосферная соединяется вакуумной камерой. Если же водитель нажимает на педаль тормоза, тогда камера соединена с атмосферой.

Функцией толкателя является перемещение следящего клапана. Толкатель связан с педалью тормоза в салоне. Также диафрагма соединена со стороны вакуумной камеры со штоком поршня ГТЦ.

Именно благодаря тому, что диафрагма движется, осуществляется перемещение поршня, в результате чего тормозная жидкость под давлением нагнетается в рабочие тормозные цилиндры на колесах. По окончании торможения диафрагма возвращается в исходное положение за счет возвратной пружины.

Еще добавим, что на современных авто для экстренного торможения в общую схему может быть интегрирована система экстренного торможения. Данная система предполагает наличие дополнительного электромагнитного привода штока.

Еще можно выделить решение под названием активный усилитель тормозов, который способен работать в отдельных случаях без необходимости нажимать на педаль тормоза. Такой активный усилитель тормозов необходим для работы системы ESP.

Как работает вакуумный усилитель тормоза

Рассмотрев, как устроены вакуумные тормоза, необходимо изучить принцип работы вакуумного усилителя. Если просто, ВУТ работает за счет разницы давлений в вакуумной, а также атмосферной камере.

Когда педаль тормоза не нажата, давление в камерах одинаковое  и является таким, которое создает источник разряжения. Если же нажать на педаль, усилие передается через толкатель на следящий клапан.  Этот клапан  перекроет канал, который соединяет атмосферную камеру и вакуумную.

Далее, при последующем движении клапана, атмосферная камера через канал будет соединена с атмосферой, в то же время разряжение в атмосферной камере понизится. В свою очередь, разница давлений  будет оказывать воздействие на диафрагму. После того, как усилие пружины будет преодолено, произойдет перемещение штока поршня ГТЦ.

При этом общая конструкция вакуумного усилителя позволяет создать дополнительное усилие на штоке поршня ГТЦ, причем усилие пропорционально той силе, с которой водитель жмет на педаль тормоза. Получается, чем сильнее нажатие, тем активнее работает усилитель.

После того, как водитель отпустит педаль тормоза, произойдет соединение атмосферной и вакуумной камеры, давление в обеих камерах выровняется и диафрагма перейдет в начальное положение за счет усилия возвратной пружины.

Примечательно то, что  полное дополнительное усилие,  которое позволяет получить тормозной вакуум, от трех до пяти раз выше  того усилия, которое прикладывает водитель, нажимая на педаль тормоза. Кстати,  возможно получить и большее дополнительное усилие при такой необходимости. В таком случае в конструкции ВУТ используют большее количество камер, а также устанавливают большую диафрагму.

Само собой, наличие усилителя тормозов значительно облегчает процесс управления ТС, так как торможения при езде приходится применять часто и активно. Также повышается безопасность, так как водитель получает возможность быстро затормозить, практиковать импульсное торможение, точнее дозировать усилие на педали, причем, не прикладывая особых физических усилий. Вполне очевидно, что большую часть работы при торможении делает ВУТ. 

Как проверить вакуумный усилитель тормозов

В процессе эксплуатации ТС вакуумный усилитель тормозов  изнашивается и может выйти из строя. Если усилитель перестанет работать, тормоза полностью не пропадут,  однако потребуется прикладывать большие усилия  на педали тормоза для того, чтобы добиться эффективного торможения.

По этой причине важно знать, какие признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов указывают на проблемы с данным элементом, а также как проверить ВУТ.

Как правило, проблемы зачастую связаны с механическим повреждением соединения шланга, который соединяет усилитель и впускной коллектор. На деле, трещины резинового шланга приводят к тому, что в рабочей камере нет вакуума.

Еще в устройстве ВУТ со временем залипает клапан, не редко обнаруживается, что повреждена рабочая поверхность диафрагмы и т.д. Основные признаки поломок проявляются в виде ухудшения торможения, требуется сильнее нажимать на тормоз, во время торможения слышно шипение и скачут обороты двигателя. В некоторых случаях мотор троит или даже глохнет при нажатии на тормоз.

Так или иначе, проверка вакуумного усилителя тормозов  может быть произведена быстро и без его снятия. Есть три простых способа диагностики ВУТ. 

  • Первый предполагает то, что машину заводят, далее двигатель работает на холостом ходу около 5 минут, затем машину глушат и водитель полностью нажимает на педаль тормоза.

Это нужно, чтобы создать вакуум в усилителе. Далее педаль нужно отпустить и снова выжать. Если  ВУТ неисправен, при втором качке ход педали тормоза заметно уменьшится (вакуум не создается). В норме педаль не должна становиться «дубовой», как минимум, первые 3-4 качка и более при заглушенном моторе. 

  • Следующий способ проверки сводится к тому, что педаль на заглушенном ДВС  сначала нажимается 5-6 раз, затем выжимается до упора и удерживается.  Не отпуская педаль, мотор заводят. Если нет неполадок вакуумного усилителя тормозов, при запуске двигателя появится разряжение (вакуум), мембрана надавит на шток, тот потянет за собой толкатель, соединенный с педалью. Рекомендуем также прочитать статью о том, почему педаль тормоза стала твердой или мягкой. Из этой статьи вы узнаете об основных причинах, по которым меняется жесткость педали тормоза, педаль тормоза «дубеет» или же педаль тормоза проваливается.

В результате выжатая педаль опустится еще ниже после пуска двигателя. Если этого не произошло, можно считать, что в системе нет вакуума, то есть ВУТ частично или полностью не работает.

  • Еще один способ позволяет проверить механизм на предмет возможной утечки воздуха. Сначала мотор следует завести, после чего выжать педаль тормоза до упора и заглушить ДВС, не отпуская самой педали. Удерживая  тормоз нажатым около 30-40 сек., нужно проследить, не произошло ли отклонения педали от положения, которое было изначально, то есть на момент остановки ДВС.

Если отклонений нет, значит, все в  порядке. Если же педаль изменила положение, в системе есть утечка. Также при  отпускании педали она под действием возвратной пружины может начать принимать обратное положение. Это указывает, что  имеет место неисправность, приводящая к тому, что давление в рабочей камере растет.

Подведем итоги

Как видно, вакуумник ВАЗ или любой другой машины является важным и ответственным элементом.  От качества его работы напрямую будет зависеть усилие, которое водитель должен прикладывать при торможении. Само собой, любые неполадки в системе тормозов требуют немедленной диагностики и устранения. Также признаки, рассмотренные выше, позволяют определить возможные проблемы ВУТ, что позволяет вовремя выявить неисправность.

Рекомендуем также прочитать статью о том, почему скрипят тормоза при торможении. Из этой статьи вы узнаете, по каким причинам появляется скрип тормозов, а также что делать водителю в подобной ситуации и как устранить скрипы.

В качестве итога отметим, что вся  тормозная система нуждается в регулярной проверке, а также своевременном обслуживании.

Следует правильно подходить к выбору тормозных колодок, замечать случаи, когда педаль тормоза стала твердой или мягкой, обращать внимание на скрип при торможении, вовремя смазывать направляющие суппортов, менять тормозную жидкость, прокачивать тормоза и т.д.

Только такой подход позволяет утверждать, что тормозная система обслужена и находится в исправном состоянии. Также исключительно в сочетании с правильно подобранной резиной/дисками и полной работоспособностью всех дополнительных систем (например, ABS) водитель получает полный контроль над авто и максимальную безопасность при езде и торможении.  

Источник: https://555-shop.ru/remont/vakuumnyj-usilitel-tormozov-kak-rabotaet.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АвтоРем
Сколько весит газ 3307

Закрыть