Сколько метров тормозной путь автомобиля

Тормозной путь автомобиля

Сколько метров тормозной путь автомобиля

Напомним автолюбителям некоторые важные факты про тормозной путь автомобиля, что на него влияет и как реально сократить эти столь важные для всех метры.

Тормозной, остановочный путь – в чем разница?

Дистанция, за которую полностью остановится машина, начиная от надавливания (прижатия) на педаль (рукоятку) тормоза, и есть тормозной путь. Здесь нет человеческого фактора и времени реакции – здесь сугубо технические характеристики.Согласно ПДД Украины нельзя эксплуатировать машину с показателями пути превыше нормы.

Таблица максимально разрешенных показателей:

Транспорт Тормозной путь, м
Легковое авто 14,7
Автобус 18,3
Грузовое авто с массой до 12 т 18,3
Грузовое авто с максимально разрешенной массой свыше 12 т 19,5
Мотоциклы и мопеды 7,5

При этом была взята такая величина скорости: для автомобилей и автобусов – 40, для мотоциклов – 30 километров в час.

Если ТС едет со скоростью выше указанной, длина нужного для остановки расстояния намного удлиняется.

Остановочный путь

Это дистанция, которую проедет транспорт от момента обнаружения чрезвычайной ситуации водителем до остановки авто. То есть это сумма пути торможения и расстояния, проделанное машиной, пока человек реагировал на опасность.

Сила удара

Используя законы физики и воздействия сил на движущиеся объекты, можно легко определить силу удара авто о препятствие. Для наглядности специалисты сравнивают удар с падением с высоты:

Скорость, км/ч Высота падения, м
35 5
55 12 (3-4 этаж)
90 30 (9 этаж)

Теперь можно понять, что при столкновении даже на небольшой скорости можно получить серьезные травмы. Поэтому надо сделать все возможное, чтобы предотвратить столкновение – объехать препятствие или экстренно оттормозиться.

От чего зависит дистанция остановки ТС

На тормозной путь автомобиля могут повлиять:

  • загруженность машины;
  • резина, ее состояние и качество (например, с шипами, новокупленные, с изношенным протектором), давление в них;
  • наличие систем безопасности;
  • погода и, как следствие, состояние дороги;
  • дорожное покрытие (например, гравий, грунтовка, асфальт, бетон);
  • скорость ТС.

Скорость движения

При двукратном увеличении скорости дистанция будет больше в четыре (!) раза, а если машина едет в три раза быстрее обычного, то – в 9 раз больше.

Дорога и погода

На гладком и сухом асфальте дистанция будет длинее, чем на негладком покрытии. А на мокром асфальте, в гололед, снег любой транспорт будет не только трудно остановить, но и возможны заносы и потеря управления водителем.

Дорога Сцепление покрышек с асфальтом (средний коэффициент)
Сухая 0,7
Мокрая 0,4
Снег 0,2
Лед 0,1

Приблизительные расчеты зависимости тормозного пути автомобиля от состояния дороги и автоскорости:

Скорость Сухое покрытие, м Мокрое покрытие, м Снег, м Лед, м
60 20,2 35,4 70,8 141,7
70 27,5 48,2 96,4 192,9
80 35,9 62,9 125,9 251,9
90 45,5 79,7 159,4 318,8

Новичкам и малоопытным водителям специалисты автошколы Авто-Дор настоятельно рекомендуют не только придерживаться разрешенной скорости, но и не отвлекаться во время езды на телефоны и планшеты. Тормозной путь зависит от машины, а вот время реакции напрямую зависит от постоянного контроля водителем дорожной ситуации.

Системы безопасности

Не всегда хорошо наличие ABS, EBD и других электросистем. В плохую погоду, на низкокачественных дорогах эти системы, наоборот, могут «мешать» машине и водителю в управлении ею и удлиняют тормозной путь автомобиля.

Загруженность машины

Чем больше груза везет авто, тем длиннее будет его путь. Кроме того, при неправильном распределении груза в условиях экстренных реакций и аварийного управления вероятно переворачивание, опрокидывание и занос ТС.

Как уменьшить тормозной путь автомобиля

Повлиять на техпроцесс со стороны человека трудно, но можно.

Регулярная проверка

Самое главное, что может сделать водитель для уменьшения дистанции – это доверить проверку техсостояния машины автопрофи, и делать это регулярно. Особенно важно следить за исправностью всех элементов тормозной системы. Сношенные колодки, «лысый» протектор добавляют к длине пути смертельно опасные метры.

Безопасная скорость

О значении и влиянии автоскорости на путь мы уже говорили выше.

Безопасная дистанция

Чтобы успеть затормозить при возникновении опасных ситуаций, стоит держать правильную дистанцию. Специалисты указывают, что при 60 километрах в час безопасная дистанция до транспорта впереди – это около 60 м. Очень печально, что многие водители совершенно это не учитывают.

Итак, тормозной путь автомобиля зависит от многих факторов и показателей. Водитель может повлиять на длину тормозного пути лишь отчасти, но не стоит пренебрегать этим. Лучше делать все возможное, чтоб дороги были безопасными для всех.

(1 5,00 из 5)

(063) 881-28-26 (Viber — только для переписки и обмена документами)

Источник: https://auto-dor.com.ua/tormoznoy-put-avtomobilya/

Скорость автомобиля и безопасность. Часть 1

Сколько метров тормозной путь автомобиля

Эта первая статья из небольшой серии посвященной положительному и отрицательному влиянию скорости на нашу жизнь. для сжатия материала будут представлены в виде тезисов.

Серия статей написана на основе Отчета по управлению скоростью от 2006 года составленного по результатам конференции представителей транспортных министерств Европы.

В последующих статьях речь пойдет об окружающей среде, о воздействии на общество в долговременной перспективе, а также о преимуществах, которые предоставляет высокая скорость. Также будут приведены примеры ограничения и принципы назначения скоростных режимов в городах развитых стран.

Но сначала о самом наболевшем – о безопасности. Как известно в России в год гибнет в ДТП 1 человек из 6 000. Разберемся, как скорость влияет на количество ДТП и вероятность смертельного исхода. Основной упор будет сделан на взаимодействие пешехода и автомобиля, как наиболее сильно конкурирующих объектов дорожного движения.

Скорость и вероятность ДТП
Скорость и частота ДТП
Влияние неоднородности скорости на ДТП
Влияние скорости на тяжесть ДТП
Влияние скорости на область обзора
Выводы

Скорость и вероятность ДТП

Рассмотрим остановочный путь автомобиля. Длину остановочного пути можно рассчитать, зная время реакции водителя и длину тормозного пути автомобиля после нажатия на тормоз.

Среднее время реакции составляет 1 секунду. При увеличении скорости движения увеличивается и пройденное за 1 секунду расстояние. Расстояние, пройденное с момента нажатия педали до полной остановки, пропорционально квадрату скорости. При увеличении скорости с 50 км/ч до 80 км/ч тормозной путь увеличивается в 2 раза. Соответственно избежать столкновения намного тяжелее.

Необходимо также учитывать, что на сыром асфальте тормозной путь увеличивается на 25%. То есть тормозной путь автомобиля с 60 км/ч на сыром асфальте будет равен тормозному пути на 70 км/ч на сухом асфальте.

При скорости автомобиля 80 км/ч время реакции в пересчете на дистанцию займет 22 метра. Дополнительно на сухом асфальте водителю потребуется минимум 36 метров для полной остановки.

Если ребенок выбежит на дорогу перед водителем на расстоянии 36 метров, то почти наверняка он умрет при начальной скорости автомобиля 70 км/ч, получит увечья при скорости автомобиля 60 км/ч, а при скорости автомобиля 50 км/ч водитель избежит столкновения.

Но если ребенок выбежит на дорогу за 15 метров перед автомобилем, он, скорее всего, получит смертельные травмы, даже если автомобиль двигается со скоростью 50 км/ч.

[box type=»info» style=»rounded»]Рассчитать длину остановочного пути и время торможения, при различных условиях (начальная скорость, время реакции, тип покрытия) можно с помощью калькулятора. На английском языке можно найти упрощенный вариант.[/box]

[box type=»info» style=»rounded»]При нормальных условиях приблизительную длину остановочного пути можно рассчитать по формуле (Скорость [км/ч] разделить на 10 и возвести в квадрат)[/box]

Скорость и частота ДТП

Проектные и функциональные характеристики дорог сильно влияют на зависимость между скоростью и частотой аварий. Влияет, например, наличие и вид пересечений, присутствие пешеходов и велосипедистов.

В более сложных ситуациях риски аварий и влияния скорости больше.

Скоростные магистрали, например, это простые случаи с меньшими рисками аварий. Городские улицы, наоборот, более комплексные с более высокими рисками ДТП.

Основными жертвами ДТП в городских условиях являются пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты. Основные факторы, способствующие этому – разница в скорости и в весе.

В южной Австралии проводили сравнение между рисками из-за превышения скорости с рисками из-за содержания алкоголя в крови. Было принято, что при 60 км/ч и 0 промилле относительные риски равны единице.

С 70 км/ч относительные риски начинают резко расти. Это превышение всего на 10 км/ч и соответствует 0.8 промилле алкоголя в крови при 60 км/ч.

Влияние неоднородности скорости на ДТП

Неоднородность скорости в транспортном потоке приводит к увеличению количества обгонов и, как следствие, более высокому уровню рисков. Высокий разброс скоростей тесно связан с авариями со смертельным исходом на всех дорогах — городских и загородных.

Чаще всего снижение скорости приводит к снижению неоднородности скоростей в потоке.

Частота аварий вырастает на 10-15% при превышении средней скорости на 1 км/ч. При превышении средней скорости потока на 10 и более км/ч количество аварий начинает резко расти для городских дорог. Для загородных дорог рост количества аварий не настолько критичен.
Из графика также видно, что уменьшение скорости отдельного автомобиля относительно средней скорости потока не приводит к увеличению числа аварий.

Влияние скорости на тяжесть ДТП

Даже если превышение скорости не является основной причиной аварии, от скорости в момент столкновения сильно зависит тяжесть последствий ДТП. Приблизительная зависимость количества тяжелых аварий и аварий со смертельным исходом от изменения скорости движения представлена на графике.

Повышение скорости на 10% приводит к увеличению количества всех аварий на 21%, к увеличению количества тяжелых аварий или аварий со смертельным исходом на 33%, к увеличению количества аварий со смертельным исходом на 46%. Снижение скорости на 10% — к уменьшению этих видов аварий на, соответственно, 19%, 27% и 34%.

Ситуация сильно зависит от типа дороги и допустимой скорости на этих дорогах. На графике ниже представлен прирост ДТП при изменении скорости движения на 1 км/ч для различных скоростей движения.

Наиболее серьезное влияние на тяжесть аварии при изменении скорости, как видно из таблицы, приходится на дороги с низкими допустимыми скоростями. Это городские дороги.

Тяжесть последствий сильно зависит от участников дорожного движения. Пешеходы, велосипедисты и мотоциклисты имеют большой риск получения серьезных травм, так как они не защищены. У них нет металлического каркаса, ремней и подушек безопасности.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько лошадиных сил в 406 двигателе

Вероятность гибели пешехода в ДТП увеличивается с ростом скорости столкновения. Расследования показали, что при столкновении с пешеходом на скорости 30 км/ч 90% пешеходов выживают, в то время как столкновения на скорости 50 км/ч приводят к гибели 80% пешеходов.

Водитель и пассажиры автомобиля при этом практически не страдают.

Влияние скорости на область обзора

При увеличении скорости движения область обзора водителя существенно уменьшается. Это физиологическая особенность организма человека. Таким образом, высокая скорость в городских условиях не дает водителю возможность правильно спрогнозировать ситуацию, потому что он не видит окружающую обстановку.

На скорости 40 км/ч угол обзора водителя составляет 100 градусов. Это позволяет видеть препятствия на дороге, а также оценивать ситуацию справа и слева от дороги. На скорости 130 км/ч угол обзора составляет 30 градусов и менее, что значительно снижает возможность оценки водителем потенциальной опасности.

Выводы

Высокая скорость является причиной трети всех ДТП. Кроме того, высокая скорость отягчает последствия ДТП, произошедших по другим причинам.

Влияние скорости на несчастные случаи особо серьезно в городах, где имеет место взаимодействие нескольких групп участников дорожного движения: автомобили, пешеходы, велосипедисты.

Существует порог скорости автомобиля, выше которого организм пешехода физически не может выжить. При столкновении на скорости 45 км/ч выживает только 50 % пешеходов.

Для снижения травматизма на дорогах необходимо принять меры для соблюдения обоснованного скоростного режима, а также свести к минимуму разброс скорости в потоке.

Источник: http://transspot.ru/2013/02/24/skorost-avtomobilya-i-bezopasnost-chast-1/

Как вычислить тормозной путь автомобиля?

Сколько метров тормозной путь автомобиля

Тормозной путь — это важная характеристика для любого транспортного средства, в частности, для автомобилей. На этот параметр нужно обращать внимание при выборе ТС, жаль, что в большинстве случаев он упускается из виду. Эта характеристика много чего может рассказать про автомобиль, а знание реального показателя поможет избежать ДТП.

Понятие тормозного пути автомобиля

Что-то припоминается о тормозном пути автомобиля из школьного курса физики, но это было так давно, что уже даже на правду мало похоже. Хотя водителям стоит хорошо ориентироваться в этом понятии.

Под ним подразумевается расстояние, которое проделывает автомобиль с момента начала торможения и до полной остановки ТС. Путаница возникает с остановочным и тормозным путями.

Эти понятия часто путаются и считаются взаимозаменяемыми. Это совершенно не так.

Под остановочным подразумевается расстояние, которое преодолел водитель с момента осознания потребности в остановке до полного прекращения движения ТС.

Получается, что расстояние, которое тратится на торможение, является составной частью остановочного пути.

Что называется тормозным путём выяснили, теперь нужно разобраться с факторами, от которых зависит этот показатель.

От чего зависит тормозной путь

Производители автомобилей постоянно работают над созданием систем, способных уменьшать расстояние торможения машины, делая её таким образом более безопасной.

Но законы физики никто не отменял, потому всегда остаются неизменными факторы, определяющие величину пути автомобиля при полном прекращении движения.

Как изменяется длина тормозного пути и от каких обстоятельств это зависит будет рассказано ниже. Все существующие факторы мы разделили на две большие группы.

  1. Обстоятельства, которые не зависят от автомобилиста, сводятся к состоянию дорожного полотна и погодным условиям. На мокрой или скользкой дороге автомобиль будет дольше останавливаться, чем в сухую погоду. Гладкий асфальт без каменной крошки также увеличит расстояние, необходимое для окончательной остановки. В этом случае колёсам будет сложно сцепляться с гладкой дорогой. Плохое покрытие с различного рода неровностями косвенно влияет на тормозной путь. На таких дорогах водителю будет сложно развить большую скорость, следовательно, для остановки авто не потребуется много времени.
  2. Факторы, которые зависят от автомобилиста, сведены в следующий список:
  • состояние тормозной системы и особенности её устройства;
  • наличие ABS;
  • тип и особенности покрышек;
  • степень загруженности авто (над влиянием этого параметра ведутся споры и пока непонятно насколько значимым он является);
  • скорость передвижения.

Автомобиль не сможет остановиться быстро, если его тормозной контур находится в неработающем состоянии или степень износа колодок находится на предельном уровне. Задние дисковые тормоза демонстрируют более высокий эффект торможения и отлично сцепляются с покрытием.

Неоднозначная ситуация складывается с системами EBD и ABS. При сухой погоде тормозной путь действительно сокращается. При гололёде благодаря этим системам автомобиль сохраняет управляемость, но тормозит значительно хуже.

Что касается покрышек, то зимняя резина без шипов будет хорошо тормозить на голом асфальте (допускается лёгкое обледенение) и в каше из снега. На льду и заснеженной дороге отличный эффект торможения демонстрирует резина с шипами.

Когда и как производится замер

Такие вычисления могут потребоваться в ряде случаев:

  • испытания авто технического характера;
  • проверка работоспособности тормозной системы после ремонта или доработки;
  • экспертиза, проводимая криминалистами.

При движении по дороге заниматься расчётами тормозного пути нет смысла. В памяти водителя должны всегда находиться средние показатели. Они соответствуют нормальным погодным условиям, исправному автомобилю, в том числе, нормальному состоянию тормозной системы:

  • при скорости 50 км/ч автомобиль будет тормозить 16,3 метра;
  • на скорости 60 км. в час этот показатель возрастёт до 23,5 метра;
  • при скорости передвижения 70 км тормозной путь составит 32,1 м.;
  • 80 км/ч соответствует тормозной путь в пределах 42 м.;
  • 90 км/ч — это уже 53 метра;
  • при скорости 100 км. автомобиль будет останавливаться на протяжении 65,5 метров.

Эти показатели в разы будут увеличиваться при неблагоприятных погодных условиях. Если знать средние показатели расстояния, которое тратится на полную остановку автомобиля, то дистанция на дороге всегда будет соблюдаться, следовательно, риск столкновения существенно снизится.

Как вычислить тормозной путь

Чтобы произвести расчёт тормозного пути автомобиля, можно воспользоваться одним из нескольких способов. Наиболее распространённым и универсальным является применение формулы: S=Кэ*V*V/(254*Фс).

В этой формуле S обозначает искомое значение, которое нас интересует. Под Кэ подразумевается коэффициент торможения, для легковых авто он составляет единицу.

Скорость передвижения авто в момент, когда началось торможение, обозначается V₀. Под значением Фс подразумевается коэффициент сцепления колёс с дорогой.

Последний показатель зависит от погодных условий, которые определяют состояние дороги:

  • для сухого асфальта этот коэффициент составляет 0,7;
  • на мокрой дороге показатель снижается до 0,4;
  • в случае со снежным покрытием коэффициент берётся 0,2;
  • самый низкий показатель соответствует льду, он составляет всего 0,1.

Есть ещё одна формула расчёта тормозного пути. Выглядит она следующим образом:

Источник: https://ukstrela.com/kak-vychislit-tormoznoy-put-avtomobilya/

Физика торможения: неужели тормозной путь не зависит от массы авто?

Друзья, в прошлом выпуске я утверждал, что тормозной путь автомобиля не зависит от его массы. Большинство водителей считают, что зависит, и я объяснил, откуда берется это представление. В этой статья я докажу справедливость своего утверждения, прибегнув к физическим понятиям.

Подчеркну, что речь идет о кратчайшем, экстренном, то есть минимально возможном тормозном пути. То есть о тормозном пути при торможении на грани блокировки колес. В современных машинах при таком торможении срабатывает АБС (антиблокировочная система тормозов), а классические машины либо срываются в «юз», либо остаются на грани «юза», в зависимости от действий водителя.

Сначала докажу это «на пальцах». Утяжеляя машину, мы, с одной стороны, увеличиваем ее инертность и осложняем торможение. С другой стороны, мы сильнее прижимаем шины к дороге, увеличиваем сцепление шин с дорогой и повышаем тормозные возможности машины. Эти два эффекта компенсируют друг друга в равной степени, и, в конечном итоге, масса не влияет на длину тормозного пути.

Что такое «масса»?

Для интерсующихся приведу физико-математическое доказательство и вначале кратко расскажу о понятии «масса». Массы в природе две: инертная и гравитационная. Есть, правда, еще и третий вариант – Фелипе Масса, пилот Формулы 1, уже который год выступающий за Ferrari, но сейчас не об этом :)

Инертная масса

Инертная масса mи – масса, которая «отвечает» за сопротивление движению тела. Чем тяжелее тело, тем сложнее привести в его движение или остановить, если оно движется.

В механике об этом говорит 2-й закон Ньютона:

a = F/mи

то есть ускорение (замедление) тела пропорционально действующей на него силе и обратно пропорционально инертной массе тела. Или в более привычной формулировке этот закон выглядит как

F = mи a

Инертная масса осложняет торможение

Это как раз то, о чем думает большинство водителей: чем тяжелее машина, тем сложнее ее остановить (а также и разогнать) и, якобы, тем длиннее тормозной путь. Остановить машину действительно сложнее, не спорю, но тормозной путь есть возможность сохранить — для этого нужно лишь затратить больше энергии. В этом нам поможет второе понятие массы.

Гравитационная масса

Гравитационная масса mг – масса, которая «отвечает» за взаимное притяжение тел, в частности, за притяжение тел к Земле. Чем тяжелее тело, тем больше сила тяготения и тем сильнее тело давит на опору (пол, дорогу и т.д.).

А об этом в механике говорит закон всемирного тяготения Ньютона:

F = G mг1 mг2/r2

Или, по-русски, сила притяжения двух тел пропорциональна массам (гравитационным) этих тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

Эта формула упрощается для тела в поле тяготения Земли:

F = mг g

где mг – гравитационная масса тела, а g – ускорение свободного падения, равное 9,81 м/с2

Гравитационная масса помогает торможению

Применительно к разговору о тормозном пути это означает, что чем тяжелее машина, тем сильнее она давит на колеса, тем лучше прижимает их к дороге и тем лучше сцепление шин с дорогой. Ведь, согласно закону Кулона, сила сила трения покоя (в нашем случае — сила сцепления шин с дорогой, она же – «держак» на гоночном жаргоне) пропорциональна весу тела N:

Fтр = k N = k mг g

где mг – гравитационная масса машины, k – коэффициент сцепления шин с дорогой, g – ускорение свободного падения.

Тогда, чем больше масса автомобиля, тем выше сила сцепления шин с дорогой и тем сложнее тормозам заблокировать колеса и пустить машину в «юз» (ну или включить АБС, если она есть).

Одна масса мешает, другая — помогает. Что победит?

В итоге, инертная масса увеличивает инерцию машины, а гравитационная масса улучшает сцепление шин с дорогой и тормозной потенциал машины. Одно удлиняет тормозной путь, а другое пытается укоротить его. Что же победит?

Нам поможет Закон сохранения энергии

На языке физики процесс торможения выглядит как закон сохранения энергии:

mи v2/2 = Fтр s

т.е. кинетическая энергия машины с инертной массой mи и скоростью v при торможении переходит в тепло за счет работы силы трения Fтр, которая затрачивается на замедление машины на участке пути длиной s (собственно, тормозной путь).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое турбина в дизельном двигателе

Машина тормозит не тормозами, а шинами

Как я уже писал выше, сила трения Fтр равна kmг g – произведение коэффициента трения k, гравитационной массы mг и ускорения свободного падения g. И сразу вопрос: о какой силе трения идет речь? О силе трения колодок о тормозной диск? Или о силе трения шины о дорогу, о «держаке»? Вообще, первопричина торможения – сила трения колодок о диски.

Но она не может превышать силу трения между шиной и дорогой: в этом случае шины начинают скользить, и, либо включается АБС, либо машина идет в «юз». После чего любое усиление нажатия на тормоз не дает выигрыша в торможении, и машина продолжает тормозить за счет трения шин о дорогу. Поэтому для случая экстренного торможения нужно считать, что сила трения колодок о диски равна силе сцепления шин с дорогой.

И тогда k — коэффициент сцепления шин с дорогой, если шины на грани скольжения, или это коэффициент скольжения шин о дорогу, если колеса заблокированы, и машина тормозит юзом.

Тогда подставим значения силы сцепления Fтр = k mг g в закон сохранения энергии:

mи v2/2 = k mг g S

Инертная и гравитационная массы противодействуют друг другу в равной степени

А теперь ключевой момент! Еще Ньютон доказал, а Эйнштейн в свое время постулировал, что инертная и гравитационные массы равны! На сегодняшний день это проверено многократными экспериментами с высокой степенью точности. Эти массы имеют абсолютно разный физический смысл, но в килограммах это всегда одно и то же!

И тогда заменяем инертную и гравитационную массы на «просто массу»:

m v2/2 = k m g S

Теперь массы можно успешно сократить, и останется:

v2/2 = k g S

Отсюда получаем тормозной путь, не зависящий от массы:

Источник: https://kaminsky.su/blog/fizika-tormozheniya-neuzheli-tormoznoj-put-ne-zavisit-ot-massy-avto

От чего зависит и как рассчитывается тормозной путь

Ни один из производителей не указывает параметры тормозного пути в технической документации к своим моделям, но отрицать важность этой характеристики может лишь человек, бесконечно далекий от управления автомобилем. Значение данного параметра – величина непостоянная, зависящая от объективных и субъективных факторов. 

Понятия остановочного и тормозного пути

Вне зависимости от уровня профессионализма человека, управляющего автомобилем, при движении возникают ситуации, вынуждающие остановить транспортное средство. И сделать это надо очень быстро. Это могут быть:

  1. Выход из строя агрегата (узла) автомобиля, влияющего на безопасность движения.
  2. Препятствия на проезжей части (камень, яма, упавшее дерево).
  3. Неожиданное появление человека (животного) на дороге.
  4. Создание другими участниками движения аварийной ситуации.
               

Возникновение любой из ситуаций вынуждает водителя применять экстренное торможение автомобиля. Однако из основ физики известно, что любое движущееся тело какое-то время продолжает поступательное движение, повинуясь силе инерции. То есть, проходит определенное расстояние.

Тормозной путь автомобиля – это расстояние, пройденное им в отрезке времени, ограниченном моментом срабатывания тормозной системы и моментом его полной остановки. Этот временной отрезок — «время тормозного пути».

Но за рулем автомобиля не робот, а человек, которому необходимо время на анализ ситуации и принятие решения, или время реакции, в течение которого авто продолжает движение, проходя путь реакции.

С момента возникновения необходимости остановки и до  остановки транспортное средство пройдет путь, равный сумме пути реакции и тормозного пути. Это – остановочный путь автомобиля, а время его прохождения называют временем остановочного пути.

Формула тормозного пути автомобиля

Часто возникают ситуации, требующие узнать тормозной путь автомобиля. Это необходимо при:

  • проведении криминалистической экспертизы (например, в случае ДТП);
  • контрольных проверках доработанных тормозных систем;
  • испытаниях автомобилей, запускаемых в серийное производство.

Расчет тормозного пути выполняется по формуле:

Коэффициент сцепления – величина непостоянная, поскольку его значение зависит от состояния дорожного покрытия. Ниже в таблице приведены усредненные значения Фс для основных типов дорожных условий.

Состояние покрытия Числовое значение коэффициента
обледеневшее 0,1
заснеженное 0,2
влажное 0,4
Чистое и сухое 0,7

Пример №1: Автомобиль движется по заснеженной трассе со скоростью 100 км/ч. На расстоянии ста метров водитель замечает внезапно возникшее препятствие и начинает торможение. S = (1/ (254 • 0,2)) • 1002. Путем несложных вычислений получаем длину тормозного пути автомобиля, равную 196,85 метра.

Резюме: Столкновения избежать не удалось.

Факторы, влияющие на тормозной путь

Существует две группы причин,  влияющих на величину тормозного пути транспортного средства. Первая включает в себя причины, возникновение которых не зависит от лица, управляющего автомобилем. Это состояние дорожного покрытия и погодные условия. Не имея возможности в какой-либо степени воздействовать на них, водитель обязан их учитывать, когда выбирает скорость движения и дистанцию.

Вторая группа причин зависит от водителя машины. К ним стоит отнестись внимательнее.

1. Скорость

Влияние скоростного режима на остановочный и тормозной путь так велико, что правилами дорожного движения установлены жесткие ограничения, касающиеся передвижения транспортных средств в населенных пунктах, жилых зонах и т.п.

Экспериментальным путем определены средние значения тормозного пути машины на определенной скорости.

Данные значения в таблице верны для наиболее благоприятных условий движения: технически исправное транспортное средство, оптимальные погодные условия, хорошее дорожное покрытие.

Скорость транспортного средства, км/ч Тормозной путь автомобиля, движущегося с указанной скоростью, в случае экстренного торможения, м
50 16,3
60 23,5
70 32,1
80 42,0
90 53,0
100 65,5

Как видно из таблицы происходит существенное увеличение тормозного пути транспортного средства в зависимости от скорости его движения.

Выбирая скорость движения, учитывайте еще один важный аспект. Это – скорость реакции водителя. И если время, затраченное на принятие решения у подавляющего большинства водителей примерно равно, то тормозной путь будет тем больше, чем выше скорость.

2. Погодные и дорожные условия

Изменение погодных условий способно существенно увеличить время торможения.

Пример №2: Автомобиль, движущийся по трассе с сухим дорожным покрытием со скоростью 80 км/ч, входит в полосу сильного дождя. На мокрой дороге снижается показатель коэффициента сцепления с 0,7 до 0,4. Применяя известную формулу, получаем: S = (1/ (254 • 0,4)) • 802. Длина тормозного пути составила 62,99 метра, то есть увеличилась в полтора раза.

3. Техническое состояние автомобиля

К участию в дорожном движении допускаются технически исправные автомобили, что оговорено пунктом 11 ПДД. Разработан перечень неисправностей, которые препятствует участию транспортного средства в дорожном движении. И тормозная система занимает в этом перечне одно из ключевых мест.

Узлы и агрегаты данной системы принимают самое непосредственное участие в остановке автомобиля.

Изношенные тормозные накладки и колодки, деформированные и выработанные тормозные барабаны (диски), отработанная тормозная жидкость в силу потери части своих физических и эксплуатационных характеристик существенно увеличивают длину остановочного пути.

Не менее важна роль шин, поскольку они обеспечивают сцепление автомобиля и дорожного полотна. Давление в шинах, отличающееся от значений, рекомендованных производителем, увеличивает тормозной путь. Равно как и изношенная, «лысая покрышка». Недостаточная глубина протектора препятствует эффективному отводу воды и создаёт водяную пленку между колесом автомобиля и дорожным покрытием, создавая эффект аквапланирования.

В результате транспортное средство «плывет», теряя управление.

Грязные стекла и осветительные приборы снижают обзорность, увеличивая время для принятия решения, что отрицательно отражается на времени полной остановки.

4. Конструктивные особенности автомобиля

К возможному огорчению адептов теории о меньшем тормозном пути автомобиля с АБС (антиблокировочной системой), мнение экспертов на этот счет противоположно. В таблице приведены результаты тестирования легкового автомобиля, двигавшегося со скоростью 50 км/ч в различных дорожных условиях.

Состояние дорожного покрытия Величина тормозного пути, м
с АБС без АБС
гололед 19,0 12,0
снежная каша, лед, неровности 25,0
рыхлый снег 23,0
асфальт (сухой) 7,5 10,0
асфальт (мокрый) 11,0 9,0

5. Состояние дорожного покрытия

Наличие АБС сокращает остановочный путь лишь на сухом асфальтированном покрытии. Его ключевое преимущество заключается в другом: в полном сохранении контроля над авто в течение всего тормозного пути. У водителя нет необходимости в расчете силы давления на тормозную педаль. Система самостоятельно выбирает оптимальный режим остановки в зависимости от условий. 

6. Потеря концентрации внимания водителем

Любое транспортное средство – источник повышенной опасности, и человек, управляющий им, должен быть сосредоточен на контроле дорожной обстановки. От степени концентрации внимания зависит время реакции водителя на ее (обстановки) внезапные изменения, скорость и правильность принятия необходимого решения.

Пример №3: Водитель автомобиля, движущегося со скоростью 90 км/ч в условиях хорошей видимости, отвлекся на звонок смартфона и увидел препятствие, внезапно возникшее на расстоянии 150 м, с задержкой в 4 секунды. Путь реакции составил 100 м. Торможение началось в момент, когда до препятствия оставалось 50 м, при величине тормозного пути в данных условиях 53 м.

Резюме: Столкновения избежать не удалось.

Правила дорожного движения РФ запрещают пользование мобильными устройствами (без гарнитуры) во время управления транспортным средством. Однако уровень дисциплинированности водителей в соблюдении запрета ненамного превышает нулевую отметку. Между тем, ученые доказали, что степень функциональности головного мозга водителя, разговаривающего по телефону, снижается до уровня человека, находящегося в состоянии легкого опьянения.

Коснувшись темы опьянения, напомним, что время торможения зависит и от состояния человека, управляющего автомобилем. Употребление алкоголя или наркотических препаратов снижает степень концентрации внимания, быстроту анализа обстановки и принятия решения. 

Перечень причин, влияющих на величину остановочного или тормозного пути, не исчерпывается факторами, описанными выше. Обозначены лишь ключевые, игнорирование которых приводит к печальным результатам.

И в заключение, несколько слов о том, как повысить степень интенсивности торможения или как сократить тормозной путь. Существует два пути:

  1. Поведенческий. Он заключается в учете водителем транспортного средства при выборе алгоритма движения определенного комплекса факторов: возраст и состояние машины, ее загруженность, оживленность движения, характеристики дороги и т.д.
  2. Технический, основанный на повышении эффективности тормозной системы автомобиля: оснащение вспомогательными системами торможения, использование максимально функциональных комплектующих (диски, колодки) и т.п.

Все действия водителя, направленные на сокращение тормозного пути его автомобиля, не что иное, как его забота о повышении безопасности поездки.

Источник: http://avtomotoprof.ru/v-pomoshh-avtomobilistu/tormoznoy-put/

Обзор Michelin Latitude X-Ice 2

Шины Michelin Latitude X-Ice 2 — это нешипованные покрышки 2-го поколения в линейке Latitude X-Ice премиального бренда Мишлен, рекомендованные к использованию на внедорожниках, кроссоверах и минивэнах. Рисунок протектора симметричный, направленный.

Сама модель шины была разработана в 2008 г., с тех пор и выпускается. Специально разработанная для Michelin Latitude X-Ice 2 резиновая смесь Flex Ice с повышенным содержанием кремния является адаптивной: сохраняет эластичность при низких температурах и жесткость при высокой температуре.

Уникальная резинотехническая смесь и специально разработанный каркас вывели покрышку на новый уровень. Благодаря равномерному распределению давления и увеличенной на 13% площади пятна контакта по сравнению с предыдущей Michelin Latitude X-Ice, улучшились характеристики по сцеплению и торможению на влажном и сухом дорожном покрытии. Создавались шины с учетом суровых климатических зимних условий для комфортного и безопасного вождения.

Новая структура протектора, в которой были изменены блоки с зигзагообразными ламелями и вместо части ламелей встроены микропомпы, которые убирают пленку воды с ледяной поверхности. Зигзагообразные ламели уходят вглубь протектора и при движении самоблокируются, увеличивая жесткость блоков протектора, за счет этого удалось минимизировать деформацию блоков и улучшить управляемость автомобиля.

С помощью компьютерного 3-D моделирования был разработан оригинальный V-образный рисунок протектора, в котором система водоотведения состоит из широкого и глубокого центрального канала + дополнительные канавки, которые проходят от центра к краям плечевых зон и наружу. Такой рисунок позволет эффективно отводить воду, слякоть и снежную кашу из пятна контакта, улучшая при этом сцепление шин с дорожным покрытием и уменьшая эффект аквапланирования.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое привод в автомобиле

Кроме этого была увеличена площадь пятна контакта за счет применения большего количества Z-образных ламелей, которые расположены в блоках протектора под разными углами по отношению к дорожному покрытию и, при движении, образуют большое количество дополнительных цепляющих кромок, соответственно возросла степень сцепления с дорожным покрытием и сократился тормозной путь.

В основании продольных водоотводящих каналов используются перемычки, расположенные под углом 90 градусов к краям каналов, образующие лопасти, которые способствуют повышению проходимости на участках дорог с большим количеством снега. Блоки плечевых зон имеют новую заостренную форму. Сделано это было для того, чтобы улучшить боковое сцепление шин в поворотах и при выполнении экстренных маневров.

Кроме этого блоки новой формы хорошо проявили свои свойства при движении по глубокому снегу, снежной каше и грязи, обладая при этом хорошей степенью самоочистки. Между блоками расположены упоры, которые едва заметны невооруженным взглядом, но, как говорится, “мал, да удал.

” Эти упоры между блоками увеличивают поперечную жесткость протектора, снижают уровень деформации протектора в экстремальных условиях и способствуют равномерному износу протектора на протяжении всего срока эксплуатации.

На боковине шины красуется маркировка X GREEN, которая означает, что покрышка Michelin Latitude X-Ice 2 принадлежит к экологической линейке шин Michelin, а это, в свою очередь, означает, что данная покрышка минимизирует негативноге воздействие на окружающую среду, за счет уменьшения сопротивления качению и веса протектора, тем самым достигается экономия топлива и меньший выброс вредных веществ в атмосферу. Есть еще такая интересная деталь, касающаяся «зеленых» покрышек, у них больше срок эксплуатации и меньше износ протектора, чем у обычных шин. Далее рассмотрим тесты от журналистов и любителей.

Michelin Latitude X-Ice 2 — зима в гольфах

Познакомимся с тестом этой модели, проведенным специалистами журнала «За Рулем». В тесте принимали участие 9 комплектов зимних нешипованных покрышек размерности 195/65 R15. Испытания проводились на Вазовском полигоне. Тестовым автомобилем был Volkswagen Golf. Размерность шин была выбрана не случайно — это одна из самых популярных размерностей зимних шин в России.

Ознакомимся со списком испытуемых: 1) Bridgestone Blizzak REVO GZ; 2) Continental ContiVikingContact 5; 3) Cordiant Polar SL; 4) Goodyear UltraGrip ice +; 5) Michelin X Ice 2 Xi2; 6) Nokian Hakkapeliitta R; 7) Pirelli Winter IceControl; 8) Viatti Brina (V-521); 9) Yokohama ice GUARD IG30. Снова, чтобы не утомлять длинными названиями резины, перечислениями всех результатов и т.д.

, мы коснемся только характеристик интересующей нас Michelin Latitude X-Ice 2 и сравнения с лидерами и аутсайдерами в каждом тесте для наглядности, а после этого выводы профи, плюсы и минусы. 1-й тест проверка тормозного пути на сухом асфальте со скорости 80 км/час до 5 км/час. Лучший результат показала Bridgestone, остановившись через 30,0 м., у Pirelli худший результат 32,8 м., Michelin на 2-м месте с результатом 30,8 м.

Следующий тест — проверка тормозного пути на мокром асфальте со скорости 60 км/час до 5 км/час. Здесь лучшей оказалась Continental с результатом 18,5м., хуже всех результат у Viatti 21,1м., у Michelin 3-й результат 19,2м. Далее проверка тормозного пути на льду со скорости 30 км/час до 5 км/час. В этот раз лидером стала Nokian, которая остановилась через 14,4м., самый длинный тормозной путь у Cordiant 20,3м.

, Michelin на втором месте с результатом 14,6м. (отставание от лидера всего 0,2м.). Следующий тест — проверка тормозного пути на снегу со скорости 30 км/час до 5 км/час. Лучший тормозной путь у Continental 8,5м., худший результат у Yokohama 10,6м., Michelin на 3-м месте с результатом 9,0м. Далее следует замер времени разгона на льду с 0 км/час до 30 км/час. Быстрее всех разогналась Nokian за 6,9с.

, медленнее всех была Yokohama с временем разгона 9,2с., Michelin оказалась на 4-м месте с временем разгона 8,1с. Следующим этапом измерялось время разгона на снегу. В этом замере произошло нечто интересное, т.к. практически все покрышки нашли себе пару, с которой совместно показали одинаковый результат. Например на первом месте по разгону на снегу оказалась пара шин Nokian/Continental с временем разгона 4,6с.

, медленнее всех была Yokohama с результатом 5,6с., Michelin заняла 2-ю позицию при разгоне на снегу с результатом 4,9с. Следующие два теста — необходимо на время проехать ледовый круг (чем быстрее, тем лучше) и выполнение экстренного маневра (лосиный тест) с максимальной скоростью на укатанном снегу.

Первый тест — это проверка управляемости и сцепления на льду (в том числе и бокового сцепления в поворотах), а второй тест касается безопасности в экстренной ситуации. Итак в первом тесте быстрее всех оказалась Nokian, пройдя ледовый круг за 14,6с., медленнее всех оказалась Yokohama с временем 17,6с., Michelin прошла этот круг за 15,0с., заняв 2-ю позицию при отставании от лидера всего на 0,4с.

И то, что касается лосиного теста — самая высокая скорость выполнения экстренного маневра оказалась у Nokian и Continental — 51,2 км/час, самая низкая скорость выполнения переставки на плотном снегу у Pirelli и Yokohama — 46,7 км/час, Michelin выполнила это задание со скоростью 50,2 км/час и заняла 2-ю позицию. Что касается расхода топлива на скорости 60 км/час и 90 км/час, то Michelin тоже заняла 2-е место среди конкурентов.

Далее рассмотрим плюсы и минусы покрышки Michelin Latitude X-Ice 2, которые отметили профи. Приятно, когда, по мнению профи, практически одни плюсы, а минусов практически нет. Это, прежде всего, говорит о том, что производителю данной модели удалось создать практически идеальную покрышку, причем в категории зимних шин это сделать намного трудней, чем в летних. После узнаем, что говорят автолюбители об использовании Michelin Latitude X-Ice 2.

Что говорят о Michelin Latitude X-Ice 2 автолюбители

Сделаем короткую зарисовку, потому что информация, которую дали в отзывах автолюбители, практически на 100% соответствует данным тестов, проведенных профи. Проведем параллель с тестами профи и пробежимся по основным параметрам, которые нас интересуют прежде всего — это безопасность, поведение на различных видах покрытия и стоимость. По результатам отзывов всех любителей стоимость резины полностью соответствует ее качеству.

По длительности использования одним из любителей был поставлен рекорд — 5 сезонов, причем в последний сезон остаток протектора составлял порядка 3-4 мм, но резина проявила себя вполне достойно. Что касается боковины, то она достаточно жесткая и если грыжи у кого то появлялись, то при использовании примерно на 3-4 сезон.

В этот же период у нескольких любителей происходил дисбаланс шин, что выражалось в заезде на шиномонтаж и навешивании грузиков весом порядка 30-40 гр.

То, что касается торможения и разгонной динамики, а также поперечных сцепных свойств на льду, то мнения немного разделились, но в основном не в отношении покрышек, а в отношении температуры окружающего воздуха, при которой использовались покрышки и автомобилей на которых они использовались.

Если внимательно изучить результаты тестов и температурный режим при котором Michelin Latitude X-Ice 2 на льду ведут себя идеально, то именно в этом диапазоне температур вопросов к ней не возникнет.

То, что касается АБС, то это хороший помощник только в некоторых случаях, например один из отзывов любителей гласит, что на автомобиле таком то при торможении на льду с использованием АБС забиваются ламели, которые должны самоочищаться и автомобиль просто скользит, но этот же любитель пишет, что если при торможении на льду с АБС использовать прерывистое торможение, то ламели начинают самоочищаться и тормозной путь сокращается, а сцепные свойства идеальные. Один вопрос. Что мешает водителям приспосабливаться к особенностям используемой на автомобиле резины, зная поведение своего автомобиля, используя различные приемы торможения и управления автомобилем, чтобы достичь максимальной отдачи от этой резины. Поверьте — пока нет идеальной резины и идеального автомобиля, которые в различных условиях обладают какими-то универсальными характеристиками. В большинстве случаев максимальный результат от использования пары автомобиль-резина, зависит от водителя, его опыта и умения приспосабливаться к поведению автомобиля и шин. Далее — то, что касается отзывов любителей по поводу поведения автомобиля на мокром и сухом асфальте, на укатанном снегу и снежной каше, то они полностью соответствуют результатам теста от профи.

Итоговый выбор

Компания Michelin, как и все другие производители шин в мире, проявляет заботу о своих постоянных клиентах, улучшает с каждым разом качество своего конечного продукта и у нее есть очень интересная история.

Когда компания изобрела свою первую велосипедную покрышку подсмотрев идею у Данлопа, никто не предполагал, что через несколько лет вся эта история и начинания заканчатся мировым лидерством в изготовлении покрышек. При том, что Компания выпускает примерно 80% зимних покрышек и примерно 20% летних, каждая покрышка сделана с душой и с использованием необычных современных технологий.

Каждый производитель шин старается, чтобы его продукция была лучшей на рынке, но на сегодняшний день никто из них не создал какую-то универсальную зимнюю или летнюю резину, но самое удивительное то, что многие водители жалуются на то, что резина о которой они прочитали в тестах не соответствует заявленным в этих тестах характеристиках, но забываю, что безопасность зависит прежде всего от прокладки между рулем и сидением, то есть от Вас самих уважаемые водители. Поэтому выбирая резину, смотрите и изучайте те характеристики, которые необходимы именно Вам. Но все таки приятно зимним вечерком пошуршать шинами мишлен по родному городу. Всем удачи на дорогах!

Источник: https://a2shina.ru/obzor-Michelin-Latitude-X-Ice-2.htm

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АвтоРем
Почему антифриз разных цветов

Закрыть